В окрестностях тригорского

ДОМ-МУЗЕЙ ОСИПОВЫХ И ВУЛЬФОВ

Экскурсия по дому-музею начинается в буфетной, где рассказывается об истории дома друзей поэта. Этот дом — здание бывшей полотняной фабрики, которое хозяева приспособили под жилье в начале 1820 годов. Здесь представлены картина художника В. Мешкова 1916 года «Дом Лариных» в Тригорском, интерьер в доме Осиповых-Вульф художника В. Максимова 1899 года, копия плана дома, выполненная известным географом, внуком А. П. Керн Ю. М. Шокальским в 1924 году, старинные фотографии внешнего вида и интерьеров Тригорского дома конца XIX — начала XX веков.

В следующей затем столовой рассказывается о быте Тригорского, обитателях дома, их воспоминаниях об А. С. Пушкине. Представлены мемориальные вещи из Тригорского: медный самовар, две вазочки (итальянский фарфор с росписью), посеребренные подносы, столик резной (дуб, орех), холодильницы для шампанского из с. Голубово. Экспонируются копии рукописей романа «Евгений Онегин», стихотворных посланий, автопортреты и рисунки А. С. Пушкина, силуэты Анны и Евпраксии Вульф (неизвестный художник, копия); портрет А. И. Вульф (акварель неизвестного художника, копия); портрет Алексея Вульфа (акварель А. И. Григорьева, 1828 г., копия); копии писем А. С. Пушкина к П. А. Осиповой-Вульф.

В кабинете Алексея Николаевича Вульфа говорится об отношениях А. С. Пушкина и А. Н. Вульфа. Здесь представлены мемориальные вещи: кресло Вульфа, столик ломберный; умывальный прибор из с. Голубово (кувшин и тазик); книга Фихте «Назначение человека» с владельческой надписью: Вульф Берлин, 1800; шахматный столик (ампир, Россия, первая четверть 19 века). Экспонируются портрет А. Н. Вульфа (художник Н. Шаде, акварель, между 1829 и 1833 гг., копия); портрет А. Н. Вульфа (художник А. А. Багаев, 1841 г., копия); портрет Ф. Шиллера (гравюра Хопвуда, копия); портрет Байрона (художник Сандерс, гравюра Эдварда Финден, копия); портрет А. С. Пушкина (с гравюры Н. И. Уткина, вторая половина 19 века); портрет Н. М. Языкова (литография Мюнстера, 1860-е гг., по рис. А. Хрипкова, 1829).

В следующей затем комнате Евпраксии Николаевны Вульф рассказывается о взаимоотношениях Пушкина и Е. Н. Вульф, когда она была для Пушкина «полувоздушной девой», очень милой, непосредственной и шаловливой — «предмет стихов моих невинных, любви приманчивый фиал…». Здесь представлены мемориальные вещи: силуэт юной Е. Н. Вульф (неизвестный художник); подарки Пушкина — чернильница, шкатулка, ковшичек для жженки; часы из Тригорского.

В гостиной, где обитатели Тригорского музицировали, где А. С. Пушкин читал свои стихи, представлены мемории: каминные часы из Тригорского, картины из Тригорской коллекции — «Сельский пейзаж с белой лошадью» (неизв. худ. 18 в., фран. подражание гол. живописи, холст, масло); «Кормление лошадей» (грав. Дж. Смита с ориг. Морланда, кон. 18 — нач. 19 вв.); «Кормление свиней» (грав. Смита с ориг. Морланда, кон. 18 — нач. 19 вв.).

В комнате Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф ведется рассказ о дружбе, связывающей ее с поэтом. Пушкин сам писал о Прасковье Александровне как о единственной соседке, которую он посещает, доверял ей свои тайны, почитался своим человеком в доме, оставив у хозяйки воспоминания о самом счастливом времени ее жизни. Здесь представлены портрет П. А. Осиповой (?) (рис. П. А. Вревского, копия); вещи П. А. Осиповой — кресло (из Тригорского), секретер (из Малинников), рабочий столик (из Тригорского), бювар с рисунком на крышке (дер., кожа, сафьян); чернильный прибор из Тригорского (бронза золоченая). Экспонируются портрет А. С. Пушкина (грав. Е. И. Гейтмана. 1822 г.); портрет А. С. Пушкина (рисунок Ж. Вивьена, 1826 г., копия); копии рисунков могилы Пушкина и двух сосен, сделанных П. А. Осиповой-Вульф; посмертная маска Пушкина (копия со слепка 1837 года, присланного П. А. Осиповой А. И. Тургеневым); портрет А. И. Тургенева (литогр. Энгельмана 30-е годы 19 в. по рис. Виньерона, копия); месяцеслов П. А. Осиповой на 1837 год (с записью о смерти Пушкина).

Библиотека Тригорского занимает две комнаты. Первая — «пушкинская комната» — показывается из следующей за ней комнаты, которая на плане Ю. М. Шокальского означена как собственно библиотека. Посетитель знакомится с теми книгами, которыми пользовался поэт, занимаясь в библиотеке Тригорского. Здесь экспонируются мемориальные вещи: часы «со знаменами» А. М. Вындомского (бронза, 18 век); шкатулка «комодик»; подсвечник в виде мраморной колонны. Представлены бюст Платона (бронза, дер.); бюст Вергилия (бронза, мрамор); бюст Мольера (бронза); портрет Н. И. Новикова (лит. Шелковникова); портрет Е. А. Боратынского (гравюра Е. Скотникова по рис. К. Брюлова, 1835).

В «голубовской комнате» (бывшей девичьей) ведется рассказ об усадьбе Голубово, за владельца которой, барона Бориса Александровича Вревского, вышла замуж Е. Н. Вульф. А. С. Пушкин навещал Голубово и был дружен с его обитателями. В усадьбе Вревских бережно сохранялась и передавалась из поколения в поколение традиция памяти о Пушкине в виде реликвий и домашних преданий. Переданные в музей Тригорского потомками Евпраксии Николаевны Вревской мемории составляют основу музейной экспозиции. Здесь представлены вид дома Вревских 1887 г. (неизв. худ.); кувшин, ложка и чашка с портретом Е. Н. Вревской из Голубово; подсвечники парные из Голубово; геометрический план Голубово; фотографии обитателей и интерьеров Голубово, сделанные Ю. М. Шокальским, внуком А. П. Керн, внучатым племянником С. Б. Вревской, историографом Тригорского.

Завершается экскурсия по дому-музею в бывшей классной комнате, где кратко рассказывается о жизни Тригорского в конце XIX — начале XX веков.

Добавить комментарий

Закрыть меню