Вокзал аточа в мадриде

История возникновения вокзала Аточа

Прежнее здание вокзала было построено в 1851 году по приказу королевы Изабеллы II (Isabel II). Работы осуществлялись под контролем маркиза Саламанка. В качестве архитектора выбрали французского инженера Эжена Флахата. После завершения строительства станция начала обслуживать направление Мадрид – Аранхуэс, где ранее находилась королевская резиденция.

В результате пожара 1891 года здание было значительно повреждено. Уже спустя год на месте сгоревшего вокзала возвели новое здание, архитектором которого стал Альберто де Паласио (Alberto de Palaciо). Кстати, в числе других инженеров проекта был знаменитый Густав Эйфель (Gustave Eiffel), создавший известный символ Парижа.

После нескольких реконструкций и перестроек, происходящих вплоть до 1992 года, старое помещение вывели из эксплуатации, превратив его в роскошный тропический сад. Обслуживание поездов осуществляется в современном круглом терминале, который построили рядом сначала для скорого поезда Мадрид-Севилья.

«Вокзал Пуэрта де Аточа включает три станции: станцию междугородних и международных поездов Puerta de Atocha, пригородную станцию Atocha Cercanias, а также станцию метро Atocha Renfe, располагающуюся под проспектом Сьюдад де Барселона (Ciudad de Barcelona)».

Архитектура

Старое здание, где теперь находится тропический сад, достигает в высоту 27 метров, а в длину – 152 метра. Оно имеет вид буквы U, открытая часть которой выходит на площадь императора Карлоса V. Два павильона соединены ажурной крышей, выполненной из стекла и кованого железа.

Фасад

Внешний вид прежнего вокзала практически не изменился: фасад выполнен из красного кирпича и декоративного камня, привезенного из провинции Сарагоса. Изящные терракотовые украшения великолепно смотрятся на фоне кирпичных стен. На здании возвышается ромбовидная башня, на которой находятся старинные часы.

Внутри

Главной достопримечательностью вокзала Аточа является шикарный ботанический сад. Помимо живописного уголка в здании находятся магазинчики, бары, кафе и ночной клуб. Действительно, это не просто вокзал, а настоящая достопримечательность Мадрида и развлекательный центр. Здесь можно снять номер почасово или на ночь, а недалеко от вокзала есть отлично обустроенная парковка.

Ботанический сад

Чудесный сад занимает целых 4 000 кв. м. и включает более 7 000 разнообразных растений: многие из них специально привезли из Австралии и Азии. Это раскидистые папоротники, пальмы и кустарники, между которыми виднеются выложенные мозаикой дорожки и огромное количество скамеек.

Здесь можно полюбоваться не только флорой, но и фауной: в саду живет свыше 500 видов различных видов животных и птиц. В саду также есть два небольших пруда, в которых обитает примерно 22 вида рыб.

«Если вы хотите посмотреть именно тропический сад, то лучше войти в здание со стороны Paseo de la Infanta Isabel».

Вокзал Аточа

Видео: Вокзал Аточа

Основные моменты

В наши дни в историческом здании, построенном в 1892 году, нет платформ. После последней реконструкции внутри него было создано общественное пространство. На первом этаже вокзала Аточа, под огромным световым куполом, находится большой тропический сад, где пассажиры могут приятно провести время в ожидании поезда. Здесь также открыты рестораны, кафе и магазины.

Испанцы неравнодушны к современным скульптурам, поэтому холлы и выходы вокзала они украсили самыми разными памятниками. Среди них много необычных, например, скульптура, изображающая коммерческого агента, или две огромные головы младенцев. Тот, у которого открыты глаза, символизирует день, а голова с закрытыми глазами – ночь. Автором оригинальных скульптур является талантливый испанский художник Антонио Лопес Гарсия.

С самого раннего утра на вокзале Аточа бывает многолюдно. Суета царит на всех его уровнях. Чтобы пассажирам было удобно передвигаться с этажа на этаж с крупногабаритным багажом, здесь установлены длинные наклонные траволаторы. Провожающие могут дойти лишь до турникетов, а выход на платформы, откуда уходят поезда, разрешен только пассажирам с билетами. Эти правила были введены в Мадриде после печальных событий 2004 года, когда на вокзале произошла серия террористических актов, в результате которых погибло много людей. Теперь пассажиры проходят через тройной контроль с обязательным досмотром багажа.

История вокзала Аточа

В 1851 году в Мадриде приступили к строительству нового железнодорожного вокзала. Для того, чтобы освободить площадь под застройку, были снесены старинные ворота Аточа, которые в Средние века входили в юго-восточную часть мадридской стены.

Построенный вокзал назвали Полуденной станицей или Estación de Mediodía. После пожара, от которого сильно пострадал вокзал, его реконструировали. На рубеже XIX и XX веков железные дороги были очень популярны во всем цивилизованном мире, поэтому их строительство велось с большим размахом, а вокзальные здания напоминали роскошные дворцы с богато декорированными фасадами. Автором проекта нового вокзала, построенного в 1892 году, стали архитектор Альберто де Паласио и инженер-проектировщик Генри Сент Джеймс.

Железнодорожное сообщение

Вокзал Аточа имеет 13 платформ и 24 пути. Он занимает первое место по объему перевозок внутри Испании и второе по перевозкам в соседние страны. Каждый день этот вокзал обслуживает около 250 тысяч пассажиров, а в год их количество достигает 90 миллионов человек.

С 5.00 до 24.00 от вокзала Аточа отходят электрички и поезда в южном, западном и восточном направлениях. Отправляющиеся отсюда поезда курсируют по обычным, скоростным и высокоскоростным линиям. На них пассажиры могут попасть в Толедо, Гвадалахару, Сеговию, Куэнку, Авилу, Аранхуэс, Эскориал и Алькала-де-Энарес. Кроме того, вокзал выполняет роль огромного транспортного узла, где масса народа пересаживается на метро и автобусы. Ежедневно в Мадрид из агломерации вокруг испанской столицы для учебы и работы на вокзал Аточа приезжает 150 тысяч человек.

С входящего в вокзал терминала «Пуэрта-де-Аточа» на высокоскоростных поездах можно доехать до Барселоны, Малаги, Кадиса, Кордовы и Севильи. Поезда AVE преодолевают расстояние в 630 км между испанской столицей и Барселоной всего за 2 часа 38 минут, а на дорогу в 535 км до Севильи они затрачивают менее 2 часов 30 минут. На таких маршрутах существует беспрецедентное для мировой железнодорожной сети правило: если скоростной поезд опаздывает более чем на 5 минут, пассажиры получают полную компенсацию стоимости проезда.

Выходы к поездам напоминают современные гейты аэропортов. Ожидающие своего поезда пассажиры размещаются в мягких креслах. Стены в зале ожидания стилизованы под скоростной поезд, за окнами которого «проплывают» пейзажи солнечной Испании.

Реконструкцией вокзала Аточа, проведенной в 1992 году, руководил известный испанский архитектор Рафаэль Монео. Именно он придумал воздать на первом этаже вокзала холл высотой 27 м и тропический сад, в котором круглый год поддерживается температура +24 °С. Необычное место сразу приглянулось гостям Мадрида и превратилось в популярную туристическую достопримечательность. Оказаться среди раскидистых пальм и цветущих растений особенно приятно в летний зной, когда температура воздуха в столице Испании поднимается до +42 °С в тени.

Если в других частях мира приезжающих пассажиров встречают носильщики и назойливые таксисты, в Мадриде их ждет красивое переплетение тропической зелени. Габариты стеклянного купола позволили установить под ними изящные фонари и высадить более 7 тысяч тропических и субтропических растений, привезенных из Австралии и стран Азии.

В ботаническом саду стоят длинные скамейки для тех, кто хочет отдохнуть, а в воздухе висит легкая дымка от увлажнителей. Жители и гости города любят заглядывать в вокзальную оранжерею, чтобы полюбоваться фонтаном и искусственным озером, где живут 22 вида экзотических рыб и множество небольших подвижных черепашек.

Как добраться

Вокзал Аточа расположен южнее городского центра. Его фасад выходит на площадь императора Карлоса V. Вокзальное здание соединено с двумя станциями мадридского метро «Atocha Renfe» и «Atocha».

bluesmaker

Любой, абсолютно любой город, старается сделать главные ворота в город такими, чтобы приезжающие туда обязательно поразились или восхитилсь размахом. Особенно это касается столичных городов. Времена меняются и стены уходят в прошлое. А вместо ворот сейчас выступают аэропорты и вокзалы, именно через них и попадают в другие города и страны путешественники. Может быть со временем я напишу про аэропорт Мадрида, который в свое время меня поразил, но сегодня железнодорожный вокзал Аточа.
Начнем с истории этого замечательного вокзала, с исторических фотокарточек и интересных фактов. Вокзал открылся на этом месте в 1851 году. Тогда он назывался Estación де Mediodía. Но случившийся пожар сильно повредил здание вокзала и его перестроили. После реконструкции вновь он открылся в 1892.
XIX и начало XX века было золотым веком для железнодорожного транспорта и ЖД вокзалы строились с большим размахом. Это были не просто остановочные пункты — это были огромные дворцы, чуда инженерной мысли.
Помпезные фасады — это обязательно. Практический любой центральный вокзал крупного европейского города — это шедевр архитектуры, а уж столичные вокзалы — непременно становятся достопримечательностями.
Автором обновленного вокзала Аточа (свое нынешнее название вокзал получил в честь находившейся неподалеку церкви) стал испанский архитектор и инженер Альберто Паласио. Он был учеником знаменитого Густава Эйфеля, и говорят, что и к этому проекту француз приложил руку. Паласио — замечательный инженер, по его проектам построены еще несколько зданий в Мадриде, об этом позже и еще замечательный и совершенно уникальный Бискайский мост.
В середине 80-х годов XX века решили провести масштабную реконструкцию вокзала. Внутри объема старого вокзала убрали пути и поменяли покрытие.
А также построили новые здания и пути. Для очередного обновления пригласили архитектора Рафаэля Монео. Кстати спустя 10 лет он получил самую престижную архитектурную премию — притцкеровскую. Не за этот проект, а за здание в Бильбао, но все равно.
1. В общем история довольно интересная. А теперь поглядим на вокзал Аточа, на то, что он представляет из себя сейчас. У главного входа не многолюдно. Странно, ведь это довольно крупный транспортный узел.

2. Хотя, ничего странного тут нет. Внутри вокзала есть станция метро, откуда и идет наиболее интенсивный поток пассажиров. И вообще в историческом здании теперь нет платформ и поезда отсюда не отправляются. Что же там внутри, пойдемте поглядим. Но сначала взглянем на красивый остекленный фасад торцевой части дебаркадера.
3. Внутри теперь общественное пространство. По сути тут ресторанчики и магазины, где пассажиры могут скоротать время, ожидая своего поезда.
4.Тот же витраж изнутри.
5. Какие-то растения в горшках.
6. Симпатичные часы и детали витража. Очень красиво, очень тонкая работа.
7. Растения в кадках — это ерунда. В центре зала тут целая оранжерея прям. Пальмы и разные другие экзотические растения.
8. Вокзал решили превратить в тропический лес. Это очень и очень круто.
9. Посмотрите, какая красота.
10. Еще один вход где-то сбоку. Тут стоит такая вот скульптура. Вообще на удивление скульптур и памятников на вокзале много. Испанцы любят ставить скульптуры и элементы современного искусства, они эту тему любят.
11. Раньше умели делать так, что металлоконструкции помимо несуших свойств выполняли еще и декоративные. Как выигрышно смотрятся стальные двутавровые колонны с заклепками.
12. В джунглях есть даже свой прудик.
13. В котором водятся черепахи.
14. В другом торце уже видно, что это вокзал. Интересно сделаны подъемники — это не эскалаторы, по которым неудобно подниматься с объемными чемоданами — это наклонные траволаторы.
15. Поднимаемся с уровня, где был прудик, тут табло и куча автоматов по продаже билетов. Очень мы этому обрадовались, так как собирались отсюда проехаться в Толедо. Но не все так радужно. В день поездки оказалось, что все эти автоматы продают билеты только на электрички, а покупать билеты в другой город надо в кассах. Там электронная очередь и очередь тянется оооочень долго. Печаль.
16. Еще один памятник. Кому бы вы думали? Архитектору? Какому-нибудь писателю? Нет. Это памятник коммерческому агенту.
17. Еще детальки. Очень красивый вокзал. Именно свой лаконичной простотой.
18. Ну и забираемся на самый высокий уровень — это третий этаж от уровня прудика… Симпатично.
19. Около современной части вокзала стоят такие вот две скульптуры — головы младенцев. Вот эта символизирует день, тут глаза у младенца открыты.
20. А вот и ночь. Автор — скульптор Антонио Лопес Гарсия. А в качестве модели выступила маленькая внучка художника. Кстати Лопес Гарсия один из самых дорогих ныне живущих художников испанцев. Одну его картину с видом Мадрида продали на международном аукционе за астрономические 1,7 миллиона евро.
21. Спускаемся в тот круглый павильон, что на фото 19.
22. Очень симпатично.
23. Поглядим сверху. Тут висит расписание электричек. Турникеты — это вход в метро.
24. А это современная часть вокзала с другой стороны. Именно около нее стоят скульптуры голов.
25. Ни прогуляемся внутри. Интересно тут все устроено. Как в Аэропорту. Ты сначала проходишь через рамки металлодетектора, просвечиваешь свой багаж и иногда могут даже дополнительно досмотреть пассажиров. Скорее всего, но я не уверен точно, эти дополнительные меры безопасности на вокзале Аточа были введены после терактов 11 марта 2004 года. Тогда от рук террористов погиб 191 человек, более 2000 было ранено.
26. Выходы к поездам, как выходы к гейтам в аэропорту.
27. Ожидать своего поезда можно в таких вот креслах — они такие же, как в скоростных поездах. И стена отделана в виде стены поезда с окнами, за которыми проносятся испанские пейзажи — очень оригинально сделано.
28. Собственно поезда.
29. Тут спуск к платформе тоже по траволатору или на лифте.
30. А вот эти красавцы — это высокоскоростные поезда Talgo 350. За характерный клюв, местные его называют «утка».
Архивные фото найдены на замечательном сайте Madrid Antiguo
Еще про Мадрид:
Две площади и рынок.
Метро Мадрида.
Вокзал Аточа.
Музей железнодорожного транспорта.
Старый парк и современное искусство.
Tags: аточа, вокзал, мадрид

Добавить комментарий

Закрыть меню