Воскресенский собор Токио

ТОКИЙСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР

Токийский Воскресенский Собор («Николай-до»)

Токийский собор в честь Воскресения Христова, в просторечии Никорай-доо («Храм Николая»), кафедральный собор Токийской архиепископии и Японской Православной Церкви

  • Престолы:
    • Воскресения Христова (главный)
    • равноап. Николая Японского (правый)
    • прп. Сергия Радонежского (левый)
    • пророка Иоанна Предтечи (крестильный)
  • Адрес: Япония, Токио. 4-1-3, Kanda Surugadai, Chiyoda-ku, Tokyo-tō, 101-0062, JAPAN (〒101-0062、 東京都千代田区神田駿河台四丁目1-3)
  • Тел.: 03-3295-6879
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Расположен в центре города, на холме Суругадай в городском районе Тиёда, близ станции метро Отяномидзу.

Рождественский крестовый храм в Токийском катехизаторском доме

Рождественский крестовый храм

Вскоре после учреждения Русской духовной миссии в Японии просветитель Японии равноапостольный Николай (Касаткин) переехал из Хакодатэ в Токио. После переговоров с японскими властями в 1871 году русскому правительству было разрешено приобрести в бессрочную аренду участок земли на холме Суругадай. Здесь в 1872 году была устроена штаб-квартира Миссии, пошла постройка необходимых зданий. Одной из главных ранних построек стал катехизаторский дом в котором разместилась Токийская катехизаторская школа. На втором этаже этого здания была устроена крестовая церковь в честь Рождества Христова, ставшая первым православным храмом японской столицы.

Быстрый рост православной паствы в Токио к концу 1870-х годов привел к тому, что малый крестовый храм стал слишком тесен для молящихся. В своем прошении в Россию святитель Николай писал:

«Храм до того тесен, что не проходит службы, чтобы не падали в обморок от тесноты и духоты. На лестнице и в сопредельных комнатах, где можно что-нибудь слышать, все битком набито, толпа возвращающихся, по невозможности слышать богослужение, огромная — кто не поспеет к открытию двери (за две минуты до богослужения), тот тщетно будет стараться увидеть или услышать что-нибудь. Храм, храм, храм давайте! — Наша вопиющая всеми силами души и тела, кричащая просьба.»

Токийский Воскресенский собор. Первоначальный облик.

Первозданный собор

Во время своей поездки в Россию в 1879-1880 годах, одним из важных дел святителя Николая было избрать проект и собрать средства для возведения достойного кафедрального собора. Синод дал ему право собирать пожертвования, и святитель посетил Санкт-Петербург, Москву, Новгород, Казань, Киев и Одессу. В то время он собрал более 130 тысяч рублей для возведения в собора, общая стоимость которого в конце концов превысила 300 тысяч рублей. План собора составил Санкт-Петербургский профессор архитектуры М. А. Щурупов.

Строительство началось на Токийском миссийском участке в марте 1884 года под руководством английского архитектора Джошуа Кондора. Пришлось искусственно расширить и разравнять холм для того чтобы поместить туда столь крупный собор. 21 апреля (3 мая н. с.) 1885 года владыка Николай совершил освящение основания храма на камне при начале четвертого венца с закладкой памятной серебряной доски . Возводимый собор стал одной из крупнейших построек Токио и быстро получил широко распространившееся народное название «Никорай-доо» (ニコライ堂, «храм Николая»).

По окончании стройки святитель Николай справедливо писал что:

«Собор будет памятен, будет изучаем, подражаем — многие, не десятки, а, смело говорю, сотни лет, ибо храм действительно замечательнейшее здание в столице Японии — здание, о котором слава разнеслась по Европе и Америке еще прежде его окончания и которое, ныне будучи окончено, по справедливости вызывает внимание, любопытство и удивление всех, кто есть или кто бывает в Токио.»

В течении строительства русские верующие — от императорского дома до простых прихожан — продолжали щедро жертвовать на собор, снабжая его как средствами так и богатым церковным убранством. Образа для деревянного трехъярусного иконостаса были написаны Санкт-Петербургским придворным иконописцем В. М. Пешехоновым. Из России было доставлено восемь колоколов для храма. Престолы были изготовлены из мрамора. Ко времени освящения архимандрит Сергий (Страгородский) нашёл:

«Удивительное богатство сосудов в новом соборе. Я думаю, редкий в России собор может теперь равняться с нашим. Мне думается, что не только собор, но даже и все миссийские церкви, какие потом будут открываться лет на сто вперед, можно будет снабдить утварью, особенно сосудами.»

24 февраля (8 марта н. с.) 1891 года состоялось освящение главного алтаря собора в честь Воскресения Христова, ставшее важнейшим событием в жизни японской православной общины. Собралось 16 из 18 японских священников, 5 диаконов, более 4 тысяч паломников со всей страны, представительный ряд японских и иностранных сановников, а также множество любопытствующих — на приёме после освящения нехристианам раздали около 8 тысяч фотографий храма с объяснениями. 28 февраля освящен был правый придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, 2 марта — левый, во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Главный и левый престолы были освящены на мощах мученика Мардария, правый — мученицы Евгении.

Посещение собора, как беспримерного памятника тогда еще преимущественно одноэтажной столицы, сразу вошло в обычный круг визитов посетителей Токио. Собор был открыт для осмотра целый день и сразу сделался важным проповедническим пособием и символом Православия в Японии.

Десятилетие нарастания геополитического противостояния России и Японии, которое разрешилось Русско-Японской войной 1904-1905 годов, привлекло к собору внимание анти-русских активистов. Только благодаря осмотрительности японского правительства, которое выделяло значительные вооруженные отряды для охраны Миссии, собор избежал погромов и службы здесь не прерывались во время войны. После Русско-Японской войны, когда напряжение между двумя государствами спало, а японское общественное мнение убедилось в патриотизме православных японцев, угроза собору прошла.

К началу XX века собор был лишь одним из более чем десяти православных приходов в Токио, и количество регулярно молящихся здесь христиан было сравнительно невелико. Но на праздники сюда, на архиерейскую службу, собиралось большое число молящихся. Также здесь проходили ежегодные Соборы Японской Православной Церкви. Собор стал средоточием миссийского подворья, на котором также располагались духовная семинария, катехизаторская школа, женская школа, приют и библиотека.

Токийский Воскресенский собор после Великого Кантоского землетрясения

Разрушение и восстановление

В 1917 году, после впадения России в революционную смуту, Японская Церковь утратила поддержку из России и была вынуждена сократить свою деятельность до такой степени, что само её существование оказалось под вопросом. В то же время при соборе впервые сложилась русская община, составленная из многочисленных послереволюционных беженцев. 4 декабря 1922 года в соборе совершилась первая на японской земле архиерейская хиротония — во епископа Никольско-Уссурийского был поставлен Павел (Введенский).

Великое Кантоское землетрясение 1 сентября 1923 года произвело колоссальные разрушения в Миссии и, в частности, сильно повредило собор — его колокольня переломилась и пробила купол, после чего весь храм выгорел во время охватившего город пожара. Огромный материальный урон наложился на символический удар по центру Японской Церкви. Разрушение сподвигло правящего Токийского архиепископа Сергия (Тихомирова) посвятить себя трудам для восстановления храма и воодушевления паствы. Внеочередной Собор Японской Церкви 20 октября 1923 года постановил восстанавливать собор. Было также решено сделать возроженный собор центром приходской жизни Токийских верующих.

В последующие годы деятельность Японского архипастыря, многих православных клириков и верующих, была во многом посвящена трудам по восстановлению собора. В первую очередь в первой половине 1924 года с северо-западной стороны собора был установлен перевезенный из Мацуяма небольшой Никольский храм, ставший на время кафедральным. Поврежденные миссийские постройки были частично разобраны и перестроены — в частности разобрана была бывшая крестовая церковь. Средства на восстановление собора пришлось собирать по большей части в Японии, что впервые в такой степени испытало щедрость японских православных христиан — они собрали 170 тысяч йен. Помощь приходила также от русского церковного рассеяния — в первую очередь из Харбина, откуда были присланы многие необходимые предметы церковного убранства. Копии картин-икон русских художников Серебряного века для одноярусного иконостаса написал Н. С. Задорожный из Харбина. 5 новых колоколов было отлито в Данциге (ныне Гданьск). В ходе реконструкции под началом архитектора Окада Синъитироо собор был несколько видоизменен — купол несколько возвышен, колокольня значительно уменьшена и также увенчана малым куполом. С осени 1927 года компания Симидзу начала ремонт. Успех восстановительных работ послужил в то время свидетельством жизнеспособности и духовной зрелости Японской Церкви. В апреле 1928 года собору был передан двухтонный колокол 1884 года отливки из Хакодатской церкви, ставший главным колоколом собора. К концу 1929 года реконструкция была закончена и торжество повторного освящения состоялось 15 декабря 1929 года. В Токио собралось 3 тысячи верующих и почти всё православное духовенство страны, а также значительная церковная делегация из Харбина во главе с епископом Камчатским Нестором. 31 августа 1930 года на хорах с южной стороны был освящен придел во имя преподобного Сергия Радонежского устроенный на средства известного в Китае благотворителя Сергея В. Унженина; на хорах с севера устраивался придел во имя равноапостольной Елены.

В последующие годы один за другим закрывались токийские православные приходы и всё больше местных верующих становились постоянными прихожанами собора. Никольский храм на соборном участке продолжал действовать как тёплая церковь при соборе.

В годы нестроений

После вынужденного удаления митрополита Сергия (Тихомирова) от дел в 1940 году, японскую православную паству поразили тяжелые нестроения из-за вопроса о правомочной высшей власти в Церкви. Церковный двор в Токио, а особенно Токийский собор, сделались ареной борьбы. В 1941 году, впервые в истории собора, в нем не служили на Пасху, т.к. противники новопоставленного епископа Николая (Оно) заперли храм и не допустили туда владыку и его сторонников. Однако, в том же году епископ Николай всё же получил доступ в собор и стал постоянно там служить.

Вскоре острота конфликта спала и на первый план стали выдвигаться тяготы военного времени. После 1941 года регулярные Соборы Церкви, проходившие в Токийском соборе, не проводились. В 1942 году при соборе открылась школа русского языка, но вскоре пришлось её снова закрыть. С ухудшением положения на фронте и из-за нехватки продовольствия стали нерегулярно служить литургию, потому что трудно было достать вино и пшеничную муку для просфор. Когда участились воздушные налеты на Токио собор выкрасили в черный цвет для маскировки. Во время ожесточенных бомбардировок 1945 года собор остался единственным неразрушенным зданием на всём квартале, сюда стекались беженцы и свозились тела погибших. Из-за нехватки средств пришлось продать металлические ограду и крышу.

С 1946 года в токийском соборе снова проводились ежегодные Соборы Японской Церкви. С начала 1947 года здесь стали служить владыки присланные в Японию от русской «Американской митрополии.» Среди прихожан появилось много русских беженцев из Китая, а также православных военнослужащих оккупационных войск США — по большей части русского или греческого происхождения. В декабре 1950 года был создан Тройственный комитет для благоустройства собора, в который вошли японцы, русские и греки. Благодаря этой деятельности, а также некоторой помощи из США, Токийский собор стал одним из первых полноценно восстановившихся православных приходов Японии. При Воскресенском соборе открылась Никольская школа, где преподавали русский и английский языки; было организовано сестричество; появилось молодежно-катехизаторское Общество утренней зари, а в 1952 году — также Токийское православное молодежное общество. В 1954 году на соборном участке вновь открылась Токийская духовная семинария. Значительное присутствие иностранных прихожан в соборе сохранялось до конца 1950-х годов.

В марте 1962 года Воскресенский кафедральный собор получил официальный статус важного памятника культуры Японского государства. В том же году обветшавшая Никольская тёплая церковь на соборном участке была разобрана.

Тем временем немногие приверженцы Московского Патриархата, отошедшие от соборного прихода, перешли служить в приспособленную молитвенную комнату оборудованную в здании Пушкинской школы, которая стояла у подножия соборного холма. Под началом епископа Николая (Оно) они заявили через гражданский суд о своих правах на собор, но прибывший в 1953 году из США новый Токийский архиерей Ириней (Бекиш) сумел добиться примирения с епископом Николаем и судебный процесс был прекращен. Сторонники Московского Патриархата вновь возбудили подобный процесс в конце 1960-х годов, но на этот раз дело было приостановлено в связи с примирением между Патриархатом и «Американской митрополией» в 1970 году.

Кафедра Японской Церкви

По итогам нового соглашения, в 1970 году Японская Православная Церковь была учреждена как автономная, а Воскресенский собор стал её кафедральным собором. В связи с разделением Японской Церкви на три епархии, он одновременно сделался также кафедральным для Токийской архиепископии. Статус кафедрального был закреплен за Воскресенским собором на Соборе Японской Церкви 1974 года. С того же года началась публикация приходской газеты «Никорай-доо даёри.» При соборе заработали воскресная школа, вечерняя школа для взрослых.

В декабре 1970 года, через несколько месяцев после прославления святителя Николая Японского, южный предел собора был освящен в его имя. 19 марта 1978 года у южной стены собора была также освящена часовня во имя равноапостольного Николая Японского.

С февраля 1991 года проводились обширные реставрационные работы, после чего собор был повторно освящен 10 мая 1998 года. За это время иконостас был покрыт золотом и платиной, а иконописица В. Глазовская из Троице-Сергиевой Лавры написала три новых иконы для центральной алтарной апсиды. На особый праздник по поводу обновления собора 17 мая 1998 года собралось около двух тысяч православных японцев.

В 2005 году при Никольской часовне соборного участка был учрежден монастырь.

Собор посещали патриархи Московские и всея Руси — Алексий II в мае 2000 года и Кирилл в сентябре 2012 года; патриарх Константинопольский Варфоломей в апреле 1995 года. 10 ноября 2013 года в соборе побывала Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», впервые принесённая в Японию делегацией Русской Зарубежной Церкви во главе с архиепископом Сан-Францисским Кириллом .

Со временем старые колокола приходили в негодность, один — треснул и перестал звонить. Набор колоколов собора был обновлён в 2018 году. По почину митрополита Токийского Даниила следуя совету звонаря Троице-Сергиевой лавры игумена Антония (Зинина) было решено добавить 11 колоколов, от 5 до 450 килограммов весом. Колокола были отлиты в феврале того года в городе Тутаеве мастером Николаем Шуваловым на средства Григория и Галины Хаттори. 13 сентября того года новые колокола были подняты на собор, а три из шести старых — сняты .

Статистика

  • 2000 — 495/505 семей, 2120 прихожан
  • ок. 2005 — ок. 500 семей прихожан

Токийский Воскресенский собор. Фото, ноябрь 2013 г.

Николай-до. — Holy Resurrection Cathedral

Впервые я побывал здесь четыре года назад, когда на карте wikimapia наткнулся случайно на обозначение Orthodox Church. Я пошёл сюда, съедаемый любопытством. С тех пор главным для меня центром притяжения в Токио стал этот небольшой, по российским меркам, православный многострадальный храм. История его очень интересна. Основала приход русская православная церковь. Но денег много не дала. Храм построить на них было невозможно. Тогда отец Николай (в миру — Ива́н Дми́триевич Каса́ткин) , глава прихода, поехал по всей России собирать средства на храм. Собрал огромную по тем временам сумму в 130 000 рублей. На эти деньги и были отстроены храм, помещения при нём и школа. Отец Николай канонизирован. Первым японцем , обращённым в православие стал бывший самурай, пришедший в дом к священнику, чтобы убить его. Он считал, что христианство — средство покорения Японии другими государствами. Но святитель остановил его, сказав, что нельзя судить о каком-либо предмете, не зная его. Это высказывание заинтриговало синтоиста. Впоследствии он часто беседовал с о. Николаем, , а затем принял православие и в конце концов стал священником. (Википедия) Именно к освящению собора был приурочен визит в Японию наследника российского престола цесаревича Николая , будущего императора Николая второго. Однако вследствие покушения, произошедшего в Оцу, цесаревич до Токио не доехал. Храм освятили без него. Средства на содержание храма в основном приходили от русской церкви — немного было паствы. После 1917 большевики этот ручеёк перекрыли. Да и всей Русской церкви было не до Японии. Православные Токио содержали храм на свои крохи. За почти сто лет храм разрушался…Впервые я побывал здесь четыре года назад, когда на карте wikimapia наткнулся случайно на обозначение Orthodox Church. Я пошёл сюда, съедаемый любопытством.
С тех пор главным для меня центром притяжения в Токио стал этот небольшой, по российским меркам, православный многострадальный храм. История его очень интересна. Основала приход русская православная церковь. Но денег много не дала. Храм построить на них было невозможно. Тогда отец Николай (в миру — Ива́н Дми́триевич Каса́ткин) , глава прихода, поехал по всей России собирать средства на храм. Собрал огромную по тем временам сумму в 130 000 рублей. На эти деньги и были отстроены храм, помещения при нём и школа.
Отец Николай канонизирован. Первым японцем , обращённым в православие стал бывший самурай, пришедший в дом к священнику, чтобы убить его. Он считал, что христианство — средство покорения Японии другими государствами. Но святитель остановил его, сказав, что нельзя судить о каком-либо предмете, не зная его. Это высказывание заинтриговало синтоиста. Впоследствии он часто беседовал с о. Николаем, , а затем принял православие и в конце концов стал священником. (Википедия)
Именно к освящению собора был приурочен визит в Японию наследника российского престола цесаревича Николая , будущего императора Николая второго. Однако вследствие покушения, произошедшего в Оцу, цесаревич до Токио не доехал. Храм освятили без него. Средства на содержание храма в основном приходили от русской церкви — немного было паствы.
После 1917 большевики этот ручеёк перекрыли. Да и всей Русской церкви было не до Японии. Православные Токио содержали храм на свои крохи. За почти сто лет храм разрушался землетрясением, горел, пострадал от американской бомбардировки в 1945 , но каждый раз восстанавливался. Поменьше стала только колокольня.
Православных здесь принимают как родных. Мы смогли обойти весь храм, помолиться у мощей святого Николая (это тот самый настоятель, что собирал деньги. Церковь ведь так и называется Николай — До).
Так хорошо , как здесь я чувствую себя только в родном мне храме в Комсомольске на Амуре. В церкви ощущается чистота человеческого духа, помыслов людских и вековая намоленность. Русских прихожан совсем немного — встретили четыре человека, зато попали на венчание японской пары. Таких светлых лиц я давно не видел! Если будете в Токио , обязательно побывайте в этом храме. Он расположен в центре, недалеко от императорского парка.Еще

Показать меньше

Воскресенский собор (Токио)

У этого термина существуют и другие значения, см. Воскресенский собор.

Кафедральный собор
Воскресения Христова
яп. 東京復活大聖堂

Вид на собор с севера
Страна Япония
Город Токио
Адрес 〒101-0062
東京都千代田区神田駿河台4-1-3
Конфессия православие
Патриархат Московский (Японская православная церковь)
Епархия Токийская
Придел(ы)
  • Введения во Храм Пресвятой Богородицы (правый)
  • апостолов Петра и Павла (левый)
Престольный праздник
  • Святая Пасха — Светлое Христово Воскресение

Приделов:

  • 21 ноября (4 декабря) — Введение во храм Пресвятой Богородицы
  • 29 июня (12 июля) — святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Основатель святитель Николай Японский
Первое упоминание 1871
Автор проекта М. А. Щурупов
Строительство 1884—1891 годы
Архитектурный стиль русско-византийский
Состояние действующий храм
Воскресенский собор на Викискладе

Собо́р Воскресе́ния Христо́ва (яп. 東京復活大聖堂 То:кё: фуккацу дайсэйдо:, «Токийский собор Воскресения») — православный собор в Токио (квартал Канда-Суругадай, Тиёда); кафедральный собор Японской православной церкви. Известен также под названием Никорай-до (ニコライ堂). Имеет официальный статус важного памятника культуры Японского государства (с марта 1962 года).

История

Первый храм в предместье Суругадай был построен в 1871 году, когда Японская православная миссия во главе с архимандритом Николаем (Касаткиным) переселилась в Токио. Никольская церковь была домовой в здании Миссии. Храм был тесен и, по словам архимандрита Николая (Касаткина), не проходило службы без того, «чтобы не падали в обморок от тесноты и духоты». Верующие собирались слушать службу на лестнице и в соседних комнатах. Необходимость строительства нового большого храма всё более возрастала.

Сразу после хиротонии во епископа Николай (Касаткин) стал собирать средства на строительство собора в Токио, произнося проповеди в различных городах России. Им было собрано более 130 000 рублей.

В марте 1884 года на холме Суругадай рядом с Православной миссией была совершена закладка соборного храма. В связи недостатком места для возведения храма холм был искусственно расширен земляными насыпями. Храм строился по проекту М. А. Щурупова, дизайн осуществил британский архитектор Джозайя Кондер, а строительство вёл Нагасато Тайсукэ.

Собор в 1891 году

24 февраля (8 марта) 1891 года собор Воскресения Христова был освящён. На освящение пускали только по билетам одних христиан и их близких; не-христиане находились в ограде. 28 февраля (12 марта) состоялось освящение правого придела во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы, 2 (14) марта — левого, во имя святых апостолов Петра и Павла.

К освящению собора был приурочен визит в Японию наследника российского престола цесаревича Николая Александровича. Однако вследствие покушения, произошедшего в Оцу, цесаревич до Токио не доехал.

Собор был открыт ежедневно, всем посещающим храм специально назначенный человек давал объяснения, а в случае интереса к православию указывал адрес ближайшего катехизатора в Токио или на родине гостя.

В 1917 году Воскресенский собор, как и вся Японская миссия, утратил финансовую поддержку из России. Были закрыты семинария и женская школа.

Великое землетрясение Канто, произошедшее 1 сентября 1923 года, нанесло огромный урон храму. В результате землетрясения колокольня переломилась и упала шпилем на купол собора. Падая, она разрушила ризницу и завалила кирпичами западный вход в собор. Затем начался пожар, в результате которого сгорели все деревянные части храма: балки, полы, обшивки сводов потолка и купола, полы и лестницы на колокольню, трехъярусный иконостас. Металлический каркас купола обвалился. Колокола и утварь расплавились.

На экстренном соборе, состоявшемся 20 октября 1923 года, было постановлено, несмотря на резко сократившееся количество прихожан, возродить Воскресенский храм. Освящение возобновлённого собора состоялось 15 декабря 1929 года.

В 1941 году Японскую православную церковь возглавил епископ Николай (Оно). Однако приход Воскресенского собора первоначально не пожелал принять архиерея, получившего хиротонию в Русской православной церкви заграницей. Впоследствии конфликт был улажен.

В условиях военного времени из-за нехватки продовольствия богослужения стали нерегулярными. Во избежание разрушений при бомбардировках здание собора было выкрашено в чёрный цвет.

5 апреля 1946 года в Воскресенском соборе состоялся чрезвычайный Собор Японской Православной Церкви, ознаменовавший начало сближения с Американской православной церковью.

В 1946 году состояние храма характеризовалось как запущенное; металлическая ограда и медные листы с крыши были проданы. Богослужения практически прекратились.

Возобновление служб относится к 1949 году. В декабре 1950 года при храме был создан «Тройственный комитет», имевший целью сбор средств на ремонт собора. Впоследствии, в связи с резким уменьшением числа русских прихожан, Комитет был распущен в феврале 1960 года. Его преемником стал Комитет поддержки собора.

В 1950 году при Воскресенском соборе была открыта Никольская школа («Никорай гакуин»); 13 февраля того же года было основано Общество утренней зари; в 1951 году при храме начало свою деятельность сестричество; а 7 октября 1954 года вновь открылась Духовная семинария.

27 мая 1954 года в соборе состоялось примирительное собрание прихожан. В его результате в приход вернулась часть прихожан во главе с епископом Николаем (Оно).

Статус кафедрального собора Японской автономной православной церкви храм получил 22 марта 1972 года.

В ноябре 1974 года приход стал издавать ежемесячный печатный орган — «Новости „Никорай-до“».

19 марта 1978 года была освящена часовня святителя Николая Японского, выстроенная с южной стороны собора. В это же время возобновилась практика открытого доступа в собор всех желающих осмотреть его.

В 1990 году началась кампания по сбору средств на реставрацию и ремонт собора. В феврале 1991 года начался ремонт. Реставрация длилась шесть лет: четыре года проводились внешние работы; остальные два — внутренние. 10 мая 1998 года состоялось освящение отреставрированного собора.

Добавить комментарий

Закрыть меню