Здание сената в кремле

Рабочая резиденция президента Российской Федерации в настоящее время размещается в Сенатском дворце Московского Кремля, который является памятником архитектуры XVIII века. До наших дней в совершенно неизменном виде дошли лишь его фасады и два уникальных по задумке и исполнению зала – Екатерининский и Овальный.Утерянное за все предыдущие века было мастерски восстановлено нашими современниками. Значимость проведенных в 1994–1996 годах реставрационных и восстановительных работ трудно переоценить. Возрожденные исторические залы Сената и созданные практически заново, но в духе казаковского времени, интерьеры вызывают восхищение.

Сенат строился в период с 1776 по 1787 год «по плану и под надзором» Екатерины II «ради прославления державы Российской». Перед М.Ф. Казаковым, прошедшим к тому времени суровую школу кремлевского строительства под руководством замечательного русского архитектора В.И. Баженова, стояла достаточно сложная задача. В Кремле нужно было построить такое административное здание, которое, с одной стороны, выполняло бы парадную, представительскую роль, соответствующую исторической традиции Московского Кремля, а с другой – служило бы с наибольшей пользой решению ежедневных текущих государственных дел высочайшего присутственно-чиновного учреждения.

С этой непростой задачей зодчий справляется с величайшим мастерством и тактом. Он создает великолепное монументальное правительственное здание, которое гармонично вписывается в архитектурный ансамбль Кремля.

Именно этой идеей руководствовались современные архитекторы, восстанавливая старину и наполняя здание XVIII столетия новой жизнью. Реставрационные работы, проводившиеся в здании, можно назвать уникальными хотя бы на том основании, что им предшествовали обширные научно-архитектурные исследования, на основании которых мастера самых разных специальностей сумели в считанные месяцы по старинным эскизам, фрагментам интерьера, древним гравюрам спроектировать и восстановить внутреннее убранство дворца, в полном объеме сохранив уникальный образец русского зодчества.

Изначально Сенат был задуман как здание государственного назначения. Это означало, что оно было, с одной стороны, максимально приспособленным для «присутственных мест», а с другой – наилучшим образом выполняющим представительские функции государства. Все рабочие и представительские помещения Сената расположены вдоль наружных фасадов. Они удобно соединены друг с другом сквозными коридорами, идущими по периметру внутренних дворов. Такое расположение рабочих комнат идеально соответствует назначению здания, каковым, приспособленным под нужды государственного учреждения, Сенатский дворец был в прошлом и чем является резиденция президента теперь.

Сегодня резиденция президента, которая так удачно разместилась в историческом здании Сената, также состоит из двух частей: деловой и представительской. Деловая часть включает в себя ряд рабочих помещений и кабинетов: рабочий и представительский кабинеты президента, кабинеты его ближайших сотрудников, зал для заседаний президентского совета, Совета безопасности Российской Федерации, президентскую библиотеку. Представительская часть Сенатского дворца состоит из анфилады новых залов для деловых и торжественных встреч, которая протянулась от приемной Представительского кабинета президента вдоль всего главного фасада здания и выходит окнами на Кремлевский Арсенал. Именно здесь проходят важные международные встречи и протокольные мероприятия.

Поскольку многие фрагменты интерьеров Сената были утеряны, внутреннее убранство этих залов пришлось создавать заново.

К рабочей части следует отнести и ситуационный центр, куда стекается информация со всех уголков России и со всего мира. С применением последних достижений науки и техники спроектированы все системы комплекса электронной связи, находящиеся в здании. Проведение совещаний и заседаний обеспечивают наисовременнейшие системы звукоусиления и перевода речи, а оборудованный по последнему слову техники телерадиокомплекс позволяет транслировать выступление главы государства в прямом эфире. Таким образом, Сенат после современной реставрации и реконструкции, проведенной по указу Б.Н. Ельцина в 1994–1996 годах, превратился в уникальное сооружение. В нем исключительная «старина» и казаковские интерьеры соседствуют с наисовременнейшими коммуникациями и средствами связи, обеспечивающими самую эффективную работу руководителя государства. Подобного сооружения нет, пожалуй, нигде в мире.

РАБОЧИЙ КАБИНЕТ ПРЕЗИДЕНТА

В самом центре деловой части резиденции находится рабочий кабинет президента. По своим размерам он небольшой, так как при его планировке проектировщики исходили из идеи сохранения общей объемно-пространственной концепции всего Сенатского дворца, заложенной еще М.Ф. Казаковым. Мебель чрезвычайно рациональна и изготовлена из темного мореного дуба. Стены кабинета обиты панелями из того же материала. Все здесь продумано до мелочей и максимально приспособлено для работы. Лишь расписные под старину потолки да хрустальные, великолепной работы, люстры вносят некоторый элемент оживления во внешнюю строгость обстановки. А геометрический орнамент, выполненный в светлой, бело-золотистой гамме, в сочетании с изысканной мебелью придает рабочему месту президента особую парадность и красоту. Люстры, как бы завершающие все декоративное убранство, украшены бронзовыми медальонами с гербами России и своей строгостью гармонируют со всей рабочей обстановкой главного рабочего помещения резиденции президента России.

В центре комнаты – рабочий стол президента, который украшает письменный прибор, изготовленный современными умельцами из уральского малахита. Над письменным столом – герб Российской Федерации.

Справа и слева от президентского стола – флаг Российской Федерации и штандарт президента. Ближе к окну – еще один стол, для проведения переговоров. Это удобное место не только для работы президента, но и для деловых встреч и совещаний с его ближайшими помощниками.

Особое внимание привлекают к себе книжные шкафы. Являясь непременным атрибутом любого кабинета, в данном случае они выделяются уникальным подбором книг, постоянно находящихся здесь и очень часто используемых в работе. Это и собрания сочинений видных русских историков, философов и юристов: С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, А.Ф. Кони, и многочисленные словари. В первую очередь – это уникальные энциклопедические, снискавшие себе мировую известность: «Брокгауз и Ефрон», «Гранат», а также толковые, мифологические и другие справочные издания, включая Большую Советскую Энциклопедию.

БИБЛИОТЕКА ПРЕЗИДЕНТА

Отдельно от кабинета, но тут же в здании резиденции, оборудована большая библиотека президента Российской Федерации. Она находится в живописной круглой ротонде на третьем этаже северо-восточной части здания Сената. В свое время М.Ф. Казаков планировал этот уютный небольшой, круглый в плане, зал под рабочие кабинеты.

Во время последней реконструкции здания Сената в целом архитектурное убранство ротонды было воссоздано в прежнем виде. Оно включает в себя легкое купольное перекрытие и систему из четырех арок, которые симметрично делят помещение. При оборудовании библиотеки архитекторы и художники сохранили казаковский замысел и воссоздали ту мебель, которая была характерна для дворцовых библиотек середины XVIII столетия. В свое время именно так – застекленными шкафами темного дерева – была заставлена знаменитая библиотека Румянцевского музея в доме Пашкова.

Задача современных мастеров и дизайнеров состояла не в том, чтобы возобновить в ротонде старинный облик помещений во всех его мельчайших подробностях, но попытаться воссоздать дух казаковского времени. В результате интерьер библиотеки повторяет лучшие традиции оформления дворцовых библиотек, строившихся два столетия назад в Москве и Санкт-Петербурге. В библиотеке собраны книги, необходимые для работы. Это энциклопедии, справочники, юридические, библиографические и исторические издания. Помимо энциклопедических собраний, когда-либо выпускавшихся в России, шкафы заполнены сборниками законодательных актов как дореволюционной, так и современной России.

Здесь – и наиболее известные книги по истории Российского государства, многочисленные красочные альбомы и наиболее подробные монографии по истории Московского Кремля.

Отдельной частью коллекции президентской библиотеки являются книги с дарственными авторскими посвящениями президенту России.

Как особо ценный экспонат в библиотеке хранится подлинный экземпляр Конституции Российской Федерации. Именно на нем президенты России приносили присягу во время торжественных церемоний вступления в должность в Кремле.

Рядом с рабочим кабинетом президента расположен еще один зал, привлекающий внимание своим художественным исполнением. Это зал заседаний Совета безопасности. Основным формирующим элементом его декора явились строгие торжественные пилястры, изготовленные из темно-серого мрамора, эффектно декорированные позолоченными капителями.

Оформление торцевых стен зала необычно и очень оригинально. Стены украшает замечательный по исполнению и замыслу, поражающий своими размерами гобелен ручной работы. В рисунке этого произведения искусства отражена символика Российского государства, неким символическим художественным кодом переданы многие важные эпизоды из русской истории.

Хотя этот и многие другие гобелены в резиденции современной работы, в них в полной мере сохранилась стилистика оформления казаковского Сената. Создателем такого необычного оформления является замечательный художник России Н.В. Мурадова, чьи работы сегодня по достоинству оценены и представлены во многих музеях мира. Выполненный художницей гобелен для резиденции президента считается одним из лучших.

ОВАЛЬНЫЙ ЗАЛ СЕНАТА

Кроме рабочего кабинета президента в резиденции, в одном из самых красивых ее исторических уголков, находится Представительский кабинет президента, который оформлен более нарядно и торжественно, чем все другие рабочие помещения. Разместился он в Малом, или, как его называл М.Ф. Казаков, Овальном зале Сенатского дворца. Когдато здесь проходили заседания президиума правительства, теперь это место проведения самых важных встреч президента с главами иностранных государств, переговоров, вручения государственных наград.

Овальный зал был задуман архитектором в самом центре лицевого фасада над главным въездом во двор и служил связующим звеном между двумя частями здания. По замыслу зодчего, это был второй по значению парадный зал Кремля. Его прекрасный купол завораживает и неизменно приковывает к себе внимание всех посетителей. По рисункам старых мастеров выполнены три прекрасные хрустальные люстры, которые не только превосходно дополняют интерьер парадного зала, но и в значительной степени украшают его. Уже сами по себе они являются произведениями искусства. Рисунки люстр выполнялись по сохранившимся в архивах рисункам М.Ф. Казакова, а сами светильники производились в лучших европейских мастерских по реставрации и изготовлению художественных изделий из металла.

Сегодня зал полностью восстановлен во всей своей первоначальной красоте. Был воссоздан «казаковский» цвет стен – благородный бледно-салатный с белым. К счастью, сохранились практически все проектные документы XVIII века. Именно благодаря этим чертежам, планам и рисункам удалось выявить многочисленные, вплоть до мельчайших, изменения, допущенные в оформлении зала на протяжении двух веков. После тщательного изучения архивных данных реставраторы установили, что самым серьезным изменениям Овальный зал подвергся в 1824 году. Именно тогда были сооружены вертикальные перегородки и надстроен пол третьего этажа. В результате подверглось разрушению единое художественное решение зала. «Потерялись» и многие другие элементы этого парадного помещения. Заслуга современных архитекторов и строителей состояла в том, что они сумели не только восстановить все утраченное за столетия, но и воссоздать ту неповторимую атмосферу художественной гармонии, столь характерную для творения истинного мастера.

К работам привлекались самые опытные реставраторы из Москвы и Санкт-Петербурга, архитекторы и художники, владеющие уникальным опытом старинных мастеров. Сегодня даже трудно себе представить, что совсем недавно (первые по-настоящему крупные реставрационные работы проходили здесь в 1962 году) прекрасный купол Овального зала был закрыт горизонтальным дощатым перекрытием XIX столетия, а многие детали его интерьера были просто-напросто утеряны.

Камины, вошедшие в моду в России на рубеже XVIII–XIX веков, были незаменимой частью дворцового интерьера. Тогда их собирали, как правило, из глыб шлифованного натурального камня – яшмы, малахита, мрамора. Поделочные камни добывались на Урале, а мрамор привозили из Италии. Камин в Овальном зале облицован тонкими пластинками малахита, подобранными так, что естественный рисунок плавно переходит с одной пластины на другую и кажется, будто он высечен из цельного куска переливающегося разными оттенками камня.

Непременным дополнением убранства каминов всегда были часы.

Вместе с вазами, подсвечниками и канделябрами часы становились украшением и неотъемлемой частью интерьеров. Камин в Овальном зале Кремля, отделанный бронзой, дополняют большие бронзовые часы и канделябры XIX столетия.

В оформлении интерьеров дворцов в XVIII–XIX веках большую роль играла отделка полов. И здание Сената не стало исключением. Великолепный паркет Овального зала подобен ковру, он набран из десятков различных видов ценных пород дерева. Дорогостоящие наборные паркеты украшают не только этот зал, но и многие другие помещения. Они воссозданы по старинным чертежам и эскизам из ценных и твердых пород дерева совместными усилиями российских и итальянских мастеров.

В декабре 1995 года на куполе Овального зала была восстановлена знаменитая скульптура Георгия Победоносца – символа мужества и непобедимости русского народа. Она – точная копия казаковского творения.

Установление скульптурной группы явилось символическим завершающим аккордом в окончании реставрации Сенатского дворца. Ее создателями стали отец и сын В.Е. и А.В. Цигаль. Когда-то точно такая скульптура была установлена на постаменте с надписью: «Le Saint Georges place au-dessus du Senat». Всадник, символизирующий победу добра над злом, находился здесь до 1812 года. Во время наполеоновского нашествия он бесследно исчез. Стараниями наших соотечественников прежнее оформление крыши Сенатского дворца было восстановлено. Памятник, отлитый из бронзы, возвышается над куполом Овального зала и хорошо просматривается со стороны Арсенала и Сенатского сквера. А на самой высокой точке здания – на флагштоке над Екатерининским залом – гордо развевается президентский штандарт.

С северной стороны к Овальному залу примыкает приемная Представительского кабинета. Двери, соединяющие Представительский кабинет с приемной, сделаны под старину, из темного тонированного дерева с бронзовыми накладными украшениями.

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ЗАЛ СЕНАТА

Екатерининский зал изначально, по замыслу Казакова, выделялся среди всех остальных залов. Он был задуман как памятник – апофеоз государственной деятельности русской императрицы Екатерины Великой. Исполненный в манере того времени, он напоминает сегодня всем «славнейшие» события царствования государыни Екатерины II. Замысел зодчего был воплощен в жизнь с подобающей для екатерининской эпохи пышностью и великолепием. Восемнадцать лепных горельефов помещены в среднем ярусе ротонды, в виде которой был исполнен зал. Они прославляют законность, правосудие, просвещение – идеалы передовых людей эпохи Просвещения – и по праву считаются наиболее ярким скульптурным украшением зала. На каждом из этих горельефов Екатерина II предстает в аллегорическом образе Минервы. В греческой мифологии Минерва – богиня мудрости, у этрусков – это богиня гор, полезных открытий и изобретений, у римлян – покровительница и изобретательница ремесел и искусств. Уже само обращение автора к римско-греческой мифологии настраивало зрителя на возвышенный и философский лад. Под каждым сюжетом – назидательная подпись, объясняющая смысл происходящих событий. Рельефы идут по кругу купольного основания зала, в хронологическом порядке описывая основные деяния великой императрицы.

Купол Екатерининского зала поражает своей легкостью и красотой. Полусфера купола начинается на уровне пола галереи, которая переходит в стену ротонды. Этим приемом зодчий зрительно поднял начало купола на более высокий уровень. Соответственно увеличилась и высота зального пространства. Дополнительно зрительный эффект высоты зала, а также легкости купола усиливался еще и тем, что Казаков дал тонкую обработку поверхности купола прямоугольной сеткой узких парных ребер.

Весь свод купола украшен кессонами. Они постепенно уменьшаются кверху. Это придает куполу замечательную глубину и легкость, создает впечатление бесконечного голубого небесного свода. Свободная постановка кольцевой колоннады создает большое пространственное и пластическое богатство интерьера. Уже в самой этой классической композиции можно угадать отзвуки характерных черт национальной архитектуры – ярусного принципа построения объемов.

Кольцо колоннады лишь на половину диаметра отстоит от стен. Это создает своеобразную геометрию зала, которая позволяет мысленно вписать в нее шар. Три ряда окон наполняют зал воздухом и светом. Днем в эти огромные трехсветные окна врывался яркий солнечный свет, заполняя все пространство зала, а вечером он освещался тысячами свечей и ламп. Удачно выбранное сочетание цветовой гаммы зала – белое с золотом и голубым – придавало ему особую дворцовую парадность. Первоначально в центре купола находился световой фонарь, через который также проникал дневной свет. Полы зала когда-то очень давно были вымощены камнем. В XIX веке световой фонарь был заделан, каменный пол заложили деревянными плахами. Во время последней реставрации пол был оформлен наборным паркетом из восемнадцати различных пород дерева, исполненным в традициях дворцовых интерьеров XVIII столетия.

Как только закончилась отделка Круглого зала, Екатерина II пожелала его осмотреть. 1 июля 1787 года, через одиннадцать лет после начала строительства, императрица вступила под своды Круглого зала и не смогла сдержать своего восторга. «Обозревая Круглую залу Сената, – вспоминает в своих записках А.Н. Бокарев, – обратясь к Казакову, Екатерина II сказала ему: «Я не ожидала, чтобы ты так мог восхитить Меня! Так, как превосходна эта зала, что я не могу не сказать тебе за то Моего совершенного удовольствия».

Современные мастера в ходе работ 1994–1996 годов отреставрировали старинные горельефы, воссоздали в первоначальном виде гербы российских городов, лепной декор карниза, фриза, капителей, выполненных в свое время с таким совершенством и мастерством.

В ходе комплексной реставрации современные мастера стремились до мельчайших деталей воссоздать всю технологическую цепочку архитектурно-строительной и оформительской работы казаковской эпохи. Реставраторы тщательно выявляли и снимали более поздние напластования и переделки. Под многочисленными слоями штукатурки были выявлены обширные фрагменты декоративного оформления, относящегося к екатерининским временам, древние белые рельефные украшения.

После того как был снят паркет, перед современными мастерами открылся подлинный мозаичный пол с выложенной в нем датой строительства Сенатского здания. Такую же каменную мозаику удалось воссоздать в парадном холле Сената, находящемся перед Шохинской лестницей, ведущей в Екатерининский зал. И сегодня наши современники могут оценить не только гениальный замысел М.Ф. Казакова, но и мастерство современных российских каменотесов, воссоздавших великолепный мозаичный пол.

После завершения реставрационных работ Екатерининский зал обрел свой первозданный вид. Он похорошел, наполнился воздухом и светом. Восстановленный в каждой своей мельчайшей детали, он покоряет величием и замечательным изяществом отделки. Его украшением сегодня являются не только барельефы и горельефы казаковского времени, но и скульптуры современного автора. Это бронзовые аллегорические фигуры «Россия» и «Правосудие», олицетворяющие собой обновленную Россию и новый этап в становлении национальной государственности, мастерски исполненныe скульптором, народным художником России А.А. Бичуковым. Новшеством в Екатерининском зале стал и замечательный инкрустированный паркетный пол, воспроизводящий рисунки древней каменной мозаики. В нем как бы отражается небесный свод кессонированного купола, создавая замечательное гармонично замкнутое пространство.

И сегодня Екатерининский зал резиденции президента Российской Федерации – прекрасное место для официальных государственных церемоний, вручения наград, премий, встреч на высшем уровне, других торжественных мероприятий. Уникальный архитектурно-художественный ансамбль оставляет яркое впечатление у всех побывавших здесь.

Разнообразное и богатое убранство Екатерининского зала особенно поражает после сдержанного облика фасадов Сенатского дворца, которые полностью сохранились в том виде, в каком их задумал и построил М.Ф. Казаков. Внешний облик Сената как со стороны Ивановской площади, так и со стороны Арсенала – это прежде всего могучий фасад, закрывающий от зрителя всю сложную объемно-пространственную систему сооружения. В центре главного фасада, по его оси, Казаков поставил четырехколонный портик, обрамив им сквозной арочный проем, ведущий от Арсенала к главному залу Сената. Через эту арку осуществляется парадный въезд во двор Сената, расположенный по оси симметрии с подобной аркой Арсенала, со стороны которого и находится главный фасад, обрамленный зеленью сквера с прекрасно исполненным фонтаном. Здесь как бы неожиданно прерывается общий единообразный строй фасада, исчезает мерный ряд лопаток, разрывается колоннами линия цоколя и вводится новая тема портика с фронтоном. Портик, свободно противопоставленный всей системе членений фасада, представляется как бы врезанным в массив здания.

Главный портал с портиком, перекрывающим арку, убедительно ориентирует зрителя в глубину здания. Тонкость пластической разработки портика и его крупная форма в целом противопоставлены крупной пластике и мощи стены. Этот парадный въезд в здание логически дополнительно закреплен у М.Ф. Казакова значительным архитектурным объемом в виде купольной овальной ротонды. Нужно отметить, что возведение купола над проездными воротами представляет собой прием, близкий к традиции возведения надвратных церквей и башен в качестве «триумфальных» въездных сооружений в монументальных архитектурных ансамблях. Блестящий знаток архитектуры античности и Возрождения, М.Ф. Казаков творчески переработал их приемы в духе дальнейшего преемственного развития архитектуры ансамбля Кремля. Триумфальная арка, над которой возвышается изящный и гармоничный купол Овального зала, открывает вид на внутренний центральный двор. По своей основной архитектурной роли он служит преддверием к Большому Круглому Екатерининскому залу Сената.

Внешний облик Сената отличается необыкновенной гармонией. Его фасад представителен и строг одновременно. Будучи ярким образцом московского классицизма, здание при всем разнообразии форм отличается четкостью линий. Это создает торжественность и строгость образа. Главный внутренний двор необычайно гармоничен. Он подчеркивает и назначение этого здания, и его единство со всей кремлевской архитектурой. Все здесь, от каменного ковра двора и до скульптур на постаментах у парадного подъезда и старинного обрамления главного входа в здание, создает ощущение гармонии и красоты.

СЕНАТ ПОСЛЕ СОВРЕМЕННОЙ РЕСТАВРАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ ПРЕВРАТИЛСЯ В УНИКАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ. В НЕМ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ «СТАРИНА» И КАЗАКОВСКИЕ ИНТЕРЬЕРЫ СОСЕДСТВУЮТ С НАИСОВРЕМЕННЕЙШИМИ КОММУНИКАЦИЯМИ И СРЕДСТВАМИ СВЯЗИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМИ САМУЮ ЭФФЕКТИВНУЮ РАБОТУ РУКОВОДИТЕЛЯ ГОСУДАРСТВ.

Ещё с давних времён, когда внешний мир со всех сторон нёс в себе угрозу, в целях обезопасить себя и свою семью возводились дома с внутренними двориками. Это было место, где можно расслабиться, зона особого комфорта для родных и близких.

Проект одноэтажного дома с внутренним двориком и стеклянными стенами

Такие внутренние открытые дворики иногда называют патио. Родина патио – Испания, где тесно переплелись мавританский и испанский стили архитектуры. В исламских странах внутренние дворики были основным местом для ведения хозяйственной деятельности.

Похожие дворики есть и в других странах. Например, в Японии и Китае. В этих странах внутренние чайные дворики являются атрибутом чайной церемонии ─ одного из важнейших национальных ритуалов.

В настоящее время, конечно, внутренний двор уже не несёт защитную функцию, но он по-прежнему актуален, так как позволяет семье вырваться из бурлящей внешней жизни и спокойно отдохнуть в тишине и комфорте.

В обычной жизни наиболее часто при планировании внутреннего дворика используют так называемую атриумную планировку. Смысл её прост – все здания строятся по периметру, а на образовавшейся площадке разбивают внутренний двор.

Оригинальное ограждение внутреннего дворика

Чаще всего здания располагают или в форме квадрата или с трёх сторон, при этом четвёртая, свободная сторона, используется в качестве входа в него. Различают закрытый и открытый внутренний двор.

Дизайн-проект открытого внутреннего дворика

В первую очередь необходимо составить дизайн-проект желаемого дворика. Здесь необходимо определиться с месторасположением дома, построек и самого дворика. Оно должно быть удобно расположено и выполнять свою изначальную функцию: дать возможность уединения от окружающего мира.

Размер дворика

Размер дворика зависит только лишь от ваших пожеланий и возможностей. Это может быть как крошечный дворик, содержащий лишь небольшую беседку для отдыха, так и большое по размеру пространство с многообразными постройками.

дизайн внутреннего дворика

Функции и назначение

Создавая проект, следует также учитывать, какие функции будет выполнять внутренний двор. Если предполагается сделать его местом сбора только небольшой семьи, нет смысла делать его огромным. Если же в дальнейшем планируется собирать здесь всех многочисленных друзей, родственников и знакомых, во избежание тесноты, стоит сделать его большим по размеру.

Разрабатывая проект открытого внутреннего дворика необходимо определиться с выбором всех необходимых в процессе постройки строительных материалов. В зависимости от предпочтений и возможностей, это могут быть как искусственные, так и только натуральные материалы.

Один из вариантов обустройства заднего двора на втором этаже

Водные сооружения

Очень красиво и оригинально в таком дворике будет смотреться фонтан. Дизайн фонтана стоит планировать в соответствии с общим экстерьером всего дворика.

  1. Здесь важно заранее спроектировать общий вид фонтана, расположение подсветки, форму и количество фонтанных насадок, создающих общий рисунок потока воды.

    Проект дома с двориком окруженного водой

  2. Определиться, какая из систем водоочистки будет использована при этом, как и откуда будет происходить сам водозабор, разработать систему фильтров, определиться с желаемой мощностью и выбрать тип насосов, обеспечивающих бесперебойную работу фонтана.

Чтобы в жаркий летний день немного охладиться, стоит подумать о постройке на своём дворике бассейна, пусть даже небольшого размера. Самым простым вариантом при строительстве бассейна является покупка и установка стандартной чаши. При покупке готовых чаш не надо забывать о наших холодах. Чаши из пластика, как правило, при резкой смене температур лопаются.

Также таким чашам противопоказаны сильные удары. Акриловые чаши идеально подходят для нашей местности с сильными морозами зимой и легко переносят практически любые механические воздействия.

Но если есть желание постройки бассейна по собственному проекту необычной конфигурации, то можно залить вырытый котлован, выбранной формы и размера, бетоном.

Дополнительно придётся позаботиться о месте расположения всего необходимого комплекса оборудования для обслуживания бассейна, фильтрации воды и водоотведения.

Озеленение дворика

Разрабатывая ландшафтный дизайн внутреннего дворика, для создания красочности и уюта, по всему периметру можно использовать вертикальное озеленение, расположив так называемые вертикальные террасы из растений.

Такие террасы довольно сложное инженерное сооружение, собранное на каркасной основе. Каркас можно сделать любой формы в зависимости от общего рисунка дворика. При входе очень красиво смотрятся растения, расположенные аркой. Также их можно разместить на трельяжах, вьющиеся растения пустить по решёткам, или просто расставить вдоль стен дома и на границе участков.

Каркас для растений можно собрать из любого крепкого подручного материала. Для этого идеально подойдут профили для монтажа систем из гипсокартона либо обычный деревянный брус.

Поверх каркаса монтируются капиллярные маты с системой капельного полива, на которые и высаживаются растения. При сооружении такой системы необходимо грамотно подобрать весь набор растений, украшающих дворик, по всем необходимым параметрам.

Использование кованых элементов в вертикальных террасах будет приковывать взгляд, а растения, расположенные рядом, сыграют второстепенную, дополняющую роль.

Сооружение на участке живой изгороди позволит разделить дворик на части либо станет оригинальной перегородкой для разделения различных функциональных зон. Например, такая живая изгородь идеально подойдёт для разделения зоны отдыха от зоны бассейна.

Террасы обычно монтируют весной и убирают на зиму. Приложив определенные усилия, такие террасы модно сделать и своими руками, но лучше всё-таки обратиться за помощью к специалистам. Зелёные террасы добавят дворику уют и законченность.

Освещение

Немаловажное значение имеет и освещение дворика. Это могут быть различные уличные светильники и бра.

Уличные светильники подразделяют на две группы, в зависимости от выполняемых функций.

  1. Одни светильники выполняют функцию ориентиров в ночное время. Их устанавливают вдоль дорожек, для освещения крыльца и имеющихся ступенек на всей территории.
  2. Вторая группа светильников несёт в себе лишь декоративную функцию и используется как украшение двора.

Светильники, расположенные на всей территории участка, дадут красивый светящийся рисунок, поэтому их расположение необходимо грамотно спроектировать.

Уличные светильники и прожекторы могут быть прикреплены к стенам дома. Грунтовые светильники позволяют свету литься снизу вверх и используются для подсветки дорожек и прочих экстерьерных элементов садового участка. Отличным украшением станут закрытые торшеры и светильники в виде шара. Плавучие водонепроницаемые шары станут великолепным украшением для бассейна.

Несколько вариантов подсветки бассейна на заднем дворе

Очень удобны в использовании различные переносные светильники, так как они очень просто устанавливаются и могут быть легко перенесены в любой укромный уголок внутреннего дворика.

Разработав комплексный дизайн-проект территории внутреннего дворика, и воплотив его в жизнь, у вас появиться любимое место проведения досуга всей семьи. Многочисленные друзья и знакомые также будут чаще приходить к вам в дом и восхищаться вашим двориком.

История строительства дворца

Во времена правления Екатерины в России появилось немало величественных дворцовых построек и усадеб. Один из дворцов императрица повелела поставить в самом сердце Москвы. Он был необходим для проведения заседаний Правительствующего сената.

Сенат имел статус высшего органа государственной власти в стране, он подчинялся непосредственно императору, и его члены также назначались государем. Такая традиция родилась во времена Петра I, который и стал учредителем первого Высокого сената.

При Екатерине II сенат был разделен на 6 департаментов, которые ведали правами дворян, внутренними, политическими, военными и морскими делами, а также решали судебные вопросы. Кроме того, члены сената управлял губерниями, находившимися на особом положении — Малороссией, Лифляндией, Эстляндией, Нарвой и Выборгской губернией. Во времена правления Екатерины II сенат много раз реформировался, и императрица то наделяла его новыми правами, то отнимала их.

Возведение здания для резиденции высшего государственного органа было крайне ответственным делом, поэтому Екатерина II поручила подготовку проекта двум именитым российским зодчим — Матвею Федоровичу Казакову и Карлу Ивановичу Бланку. Чтобы расчистить площадку для строительства, императрица совершила сделку с князьями Барятинскими и Трубецкими и выкупила у них земельные участки в Кремле.

Выбор Екатерины II пал на проект, подготовленный М.Ф. Казаковым. Талантливый архитектор умело вписал будущую постройку между стеной кремля, территорией Чудовой обители и Цейхгаузом. Он решил возвести новое здание в традициях классицизма, который тогда только входил в моду и постепенно вытеснял пышное барокко. К.И. Бланк тоже не остался без работы. Чтобы использовать его большой практический опыт, императрица назначила этого архитектора консультантом по строительству Сенатского дворца. По ряду причин строительные работы растянулись более, чем на 10 лет — их завершили к 1787 году, а отделка помещений внутри дворца была закончена в 1790 году.

Сенатский дворец со стороны Ивановской площади

Дворец в XIX-XX веках

В 1812 году город оказался во власти Наполеона. Отступая из России, французские войска забирали с собой все, что могли увезти. По приказу своего императора они сняли с дворца конную скульптурную группу, изображающую Георгия Победоносца, и вывезли ее к себе на родину, как трофей.

В мирное время дворец отремонтировали и разместили в нем различные судебные органы. Кроме того, до 1865 году здесь находилось архитектурное училище. Поэтому на протяжении всего XIX века дворцовый комплекс называли «зданием присутственных мест».

Округлый купол дворца украшал столб с надписью «закон», а также императорская корона. После установления советской власти, все царские символы демонтировали, а на высоком куполе установили флагшток. С тех пор над Сенатским дворцом всегда развивается государственный флаг. При СССР это было красное полотнище, а с 1991 года над куполом можно увидеть привычный нам российский триколор.

Читать по теме
Усадьба Царицыно – самая загадочная достопримечательность Москвы

В 1920-е годы внутри дворца находился кабинет, в котором работал В.И. Ленин. В здании также заседало правительство молодой страны Советов. Величественный Екатерининский зал был переименован в Свердловский, и в нем вручали самые значимые в стране премии и награды. Во дворце также собирались партийные пленумы и проводило свои заседания Политбюро коммунистической партии Советского Союза.

Сегодня в здании находятся кабинеты, в которых трудится президент страны, а ротонда на 3 этаже отдана под обширную президентскую библиотеку. Резиденция разделена на две части. Это помещения, где работают президент и его помощники, и представительские помещения и залы.

С 1955 года во дворце был открыт музей, основным экспонатом которого считался рабочий кабинет В.И. Ленина. За время, пока он был открыт, музей посетили около двух миллионов человек. В наши дни точная копия этого кабинета размещена в мемориальном комплексе «Горки Ленинские», который расположен в ближайшем Подмосковье.

Архитектурные особенности

Сенатский дворец — самая крупная постройка, возведенная по проекту М.Ф. Казакова. По замыслу зодчего большое здание призвано было стать символом закона, идеалов гражданского общества и мощи российского правосудия. Именно поэтому автор проекта выдержал дворец в строгих традициях классицизма. Проектируя высокий округлый купол, архитектор стремился сделать Красную площадь еще более выразительной. И, надо сказать, его задумка вполне удалась.

В плане дворцовое здание представляет треугольник. Два поперечных корпуса делят внутреннюю территорию на три похожие между собой части. Строгие наружные фасады обладают характерными для классицизма выступами — ризалитами, которые выделяют пилястры дорического ордера. Цоколь дворца и его первый этаж отделаны выразительным рустом, придающим зданию строгость и основательность. Оригинально выполнены и углы здания. Они срезаны и декорированы ризалитами в форме триумфальных арок. Этот же мотив находит повторение по центру трех фасадов дворца.

От Сенатской площади через триумфальную арку попадают во внутренний двор дворца. Торжественный въезд декорирован строгим портиком и треугольным фронтоном, а также оформлен колонами ионического ордера. Над этой аркой расположен купол одного из представительских помещений, которое носит название «Овального зала».

Екатерининский зал

Композиционное ядро дворца — просторный Екатерининский или как его еще называют «Белый» зал. Он был создан для проведения представительных Дворянских собраний, а сегодня здесь проходят торжественные мероприятия, в которых принимает участие президент.

Сенатский дворец из внутреннего двора

Масштабы Екатерининского зала впечатляют. Он считается одним из самых крупных в городе. Купол поднимается над полом на 29 м, что соответствует высоте 10-ти этажного дома. На стенах между оконными проемами можно увидеть изысканный декор — изящную лепнину, медальоны и скульптурные изображения.

Стены зала украшают выполненные из гипса барельефы с изображением великих князей и царей. Это копии с оригиналов, созданных известным русским скульптором Федотом Ивановичем Шубиным. Оригинальные шубинские барельефы сделаны из мрамора. Они украшают фасады Оружейной палаты в Кремле.

В простенках между колоннами находятся выразительные горельефы, мастерски изготовленные одним из основоположников декоративно-монументальной скульптуры в Москве — Гавриилом Тихоновичем Замараевым. Сюжетами для них послужили аллегорические сцены, описанные в произведениях Г.Р. Державина и Н.А. Львова. На этих горельефах изображены идеалы эпохи Просвещения, созвучные правлению россйской императрицы Екатерины II.

Чтобы попасть в Екатеринский зал, гости проходят по широкой, роскошно оформленной Шохинской лестнице. Она изготовлена из цветного мрамора и гранита, перилла сделаны из дерева, лестничные пролеты украшают скульптуры, изображающие богиню правосудия, а у основания балюстрады установлены торшеры.

«Прапорщик архитектурии» Матвей Казаков

Матвей Казаков родился в 1738 году в небогатой семье в Москве. Начальное образование мальчик получил в местной Космодемьянской церкви. С раннего детства он интересовался архитектурой: часами сидел на строительных лесах и делал зарисовки зданий. После смерти отца мать подала в Сенат прошение принять сына в московскую архитектурную школу. В ответ последовал указ: «К обучению архитектуре Главного комиссариата умершего подканцеляриста Казакова сына Матвея определить с награждением жалования против младших учеников по рублю в месяц».

Так в 1751 году 13-летний Матвей Казаков поступил в архитектурную школу князя Дмитрия Ухтомского. Основы архитектуры ученики постигали по трактатам известных итальянских архитекторов Марка Витрувия, Андреа Палладио, Жакома да Виньолы и сочинениям французского теоретика XVIII века Франсуа Блонделя. Вместе с тем воспитанникам прививали и любовь к древнерусскому зодчеству. Так формировалась характерная черта творческого стиля Казакова — сочетание классической и древнерусской архитектуры.

Тверской императорский путевой дворец. Архитектор Матвей Казаков. 1764-1766. Фотография: Andres_rus / wikipediaДом союзов (Благородное Собрание). Архитекторы: Матвей Казаков, Алексей Бакарев, Александр Мейснер. Первая половина XVIII века. Фотография: A.Savin / wikipedia

В школьные годы Казаков начал на практике применять свои знания: он обмерял древние постройки, реставрировал обветшавшие здания Кремля, составлял чертежи и сметы, работал на стройках, которыми руководили его учителя. Вскоре Казакова заметил сам Ухтомский и назначил его своим младшим помощником. В то время князь много строил для Москвы: возводил Кузнецкий мост, достраивал Арсенал в Кремле и «запасной дворец» у Красных ворот, реконструировал Главную аптеку и приспосабливал здания бывших присутственных мест для Московского университета. Казаков во всем помогал своему учителю.

В 1760 году Дмитрий Ухтомский ушел в отставку, и школу возглавил его помощник, Петр Никитин. На свое бывшее место новый руководитель назначил Казакова — молодой зодчий только закончил школу и получил чин «прапорщика архитектурии». Одним из первых крупных заданий команды Никитина стало восстановление Твери после пожара 1763 года. Вместе с другими архитекторами Казаков спроектировал в почти полностью сгоревшем городе провиантские магазины, фасады зданий присутственных мест на главной площади, «деловые» и жилые дома, торговую контору Никиты Демидова. Также по поручению Екатерины II они возвели на руинах архиерейского дома Путевой дворец императрицы — главное здание в городе.

Храм вознесения на Гороховом поле. Архитектор Матвей Казаков. 1788—1793. Фотография: Solundir / wikipediaЗдание мэрии Москвы. Архитектор Матвей Казаков. 1782. Фотография: arch-house.ru

Работа Казакова по восстановлению Твери сразу выдвинула его в ряды первых архитекторов империи — к нему стали поступать частные заказы. Его первой крупной самостоятельной работой стала церковь в подмосковной усадьбе Павла Нащокина Рай-Семеновское. За этим проектом последовал следующий: по просьбе Ивана Бецкого архитектор составил план фасада и всего участка для московского Воспитательного дома.

Самостоятельные проекты зодчего

Пожар в Твери привел к крупным градостроительным реформам в стране. Старые деревянные здания, плотная застройка, извилистые улицы и переулки были главными причинами крупных пожаров во многих городах. Поэтому в империи началась масштабная реконструкция, в первую очередь в Москве.

В 1768 году Матвей Казаков устроился в «Экспедицию по строению Кремлевского дворца», которая выполняла в Москве государственные заказы. Вместе с главным архитектором экспедиции, Василием Баженовым, Казаков возводил Большой Кремлевский дворец. Позже они разработали проект праздничного оформления Ходынского поля в честь победы в русско-турецкой войне. Работа с маститым архитектором стала для Казакова высшей школой: выпускник Петербургской академии художеств и ученик европейских архитекторов многому научил своего помощника. В 1775 году Казаков получил звание самостоятельного архитектора, однако продолжал сотрудничать с Баженовым.

Сенатский дворец. Архитектор Матвей Казаков. 1776—1787. Фотография: rdh.ruПетровский путевой дворец. Архитектор Матвей Казаков. 1776-1780. Фотография: arch-house.ru

В 1776 году по указу Екатерины II Матвей Казаков разработал проект Петровского путевого дворца. Это здание должно было стать резиденцией для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву, отсюда и название — «путевой». По форме дворец напоминал постройки в стиле классицизм: здесь были главный дом с флигелями, парадный двор и два хозяйственных флигеля. Но во внешней отделке сочетались элементы различных эпох и архитектурных стилей: высокое боярское теремное крыльцо соседствовало с барочными окнами, а белокаменные древнерусские пояски — со стрельчатыми готическими окнами.

Построив этот ансамбль, Матвей Казаков стал получать много заказов на возведение государственных и частных зданий в Москве. Одним из самых значительных творений Казакова стало здание Сената в стиле русский классицизм. Это здание гармонично вписалось в комплекс уже имеющихся построек Кремля. Композиционным акцентом Сената архитектор сделал круглый зал. Крышу для него он создал в виде огромного купола, который поддерживали коринфские колонны. Зал украшали барельефные портреты русских князей и царей, а также сцены, посвященные важнейшим деяниям Екатерины II. За пышное убранство современники называли его русским пантеоном. Работу Казакова высоко оценили современники и сама Екатерина Великая.

Московский университет. Архитектор Матвей Казаков. 1786-1793. Фотография: artpoisk.info Храм святителя Филиппа, митрополита Московского. Архитектор Матвей Казаков. 1777-1788. Фотография: NVO / wikipedia

Следующим крупным творением Казакова стал Московский университет. Строительство заведения началось в 1782 году и шло более 10 лет. Зодчий стремился к простоте и величественности, поэтому отказался от сложных декоративных элементов и большого количества скульптуры. Здание университета напоминало крупную городскую усадьбу в стиле классицизм, органично вписавшись в ансамбль центра Москвы. Одновременно со строительством университета архитектор занимался перестройкой бывшего дома князя Михаила Долгорукого для Московского благородного собрания.

Главный архитектор Москвы

В 1786 году Казаков возглавил «Кремлевскую экспедицию» и фактически стал главным архитектором Москвы. По его проектам обустраивали центральные площади и улицы, дома и гостинные дворы. Среди них — Тверская площадь, Гороховский переулок, улицы Ильинка, Моховая и Лубянка. В отличие от зодчих Петербурга, возводивших город на пустом месте, Казаков вписывал целые ансамбли в уже построенные древние кварталы Москвы. Своими классицистическими зданиями с колоннами и фронтонами Казаков упорядочил хаос московских улиц и облагородил внешний облик бывшей столицы.

Архитектор первым в Москве стал строить большие доходные дома, а также сравнительно небольшие удобные жилые особняки. Он переработал старую усадебную систему планировки: ставил дом не в глубине участка, а по красной линии. Имения в русском классическом стиле были компактными и пропорциональными. Зодчий декорировал их колоннами, пилястрами, карнизами, а внутреннее убранство дополнял настенной росписью. Среди возведенных Казаковым жилых домов в Москве – дом Голицына, Барышникова, Гагарина, Демидова, Губина, Прозоровского и Козицкой.

Дом-усадьба Губина на Петровке. Архитектор Матвей Казаков. 1790-е. Фотография: um.mos.ruУсадьба Барышникова. Архитектор Матвей Казаков. 1793-1802. Фотография: svadebka.ws

В начале XIX века Матвей Казаков организовал в своем имении архитектурную школу. Здесь учились будущие известные зодчие и реставраторы Осип Бове, Алексей Бакарев, Иван Еготов, Иван Мироновский, Иван Таманский. Вместе со своими учениками архитектор в течение многих лет составлял «Генеральный атлас Москвы». На рисунках и чертежах запечатлел общий план, фасад и разрез самых значительных зданий древней столицы. Эти альбомы стали бесценным источником сведений о внешнем облике города на рубеже XVIII-XIX веков для реставраторов.

Во время Отечественной войны 1812 года родные Казакова вывезли больного зодчего в Рязань. Здесь он узнал о пожаре в старой столице и о том, что почти все, созданное им на протяжении жизни, сгорело.

Матвей Казаков умер 7 ноября 1812 года. Похоронили архитектора в Троицком монастыре на окраине Рязани.

Добавить комментарий

Закрыть меню