Зеленый мост Санкт-Петербург

Зеленый мост

То, что Зеленый мост соединяет острова, в глаза не бросается. Но он это делает, обеспечивая движение транспорта и пешеходов с Казанского на 2-Адмиралтейский остров и обратно. В сознании и тех и других – это полноправная часть Невского проспекта, очень загруженный и ответственный участок городского движения. И так было всегда.
Переправа на месте пересечения Невского и Мойки существовала практически с самого рождения города. «Большую першпективную дорогу» начали тянуть с 1710-х. Потребность перебираться через Мойку, название которой в XVIIIвеке звучало немного иначе – «река Мья», тоже существовала сразу. На этом месте всегда была дорога.
Первый деревянный мост «официально» замечет в этом нужном месте в промежутке между 1717 и 1720 годами. Он же служил границей города вплоть до 1726 года. Всё было, как положено: стоял КПП, и собирались проездные подати.
В XVIII веке город активно строился и развивался, а вместе с ним и Невский, а вместе с ним — и мост. Его активно эксплуатировали и активно перестраивали. Во время очередного ремонта в 1735 году мост был впервые выкрашен зеленой краской и получил имя «Зеленого». В то время раскрашивать переправы было частой практикой в Петербурге, с этой точки зрения «Зеленый» мост – это старший брат Синего, Красного и Певческого (бывшего Желтого) мостов.
В 1777 году у моста снова случились важные перемены. Из чисто деревянного он превратился в «трёхпролётный мост балочной системы на каменных опорах с деревянными пролётными строениями». А в начале XIX века стал чугунным.
Русский шотландец Вильям (Василий Иванович) Гесте в 1806 – 1808 годах превратил его в первый в Петербурге чугунный мост. С тех пор переправа обладает пологим сводом, что делает её трудно различимой с проезжей частью Невского проспекта.

Проект Василия Ивановича был скопирован с чертежей конструкции американского инженера Фултона. Мост, однако, удался настолько прочным, изящным и лёгким, что превратился в типовой проект для всех мостов через Мойку. Да, в то время это был уже не «Зелёный», а «Полицейский» мост, что отражало более актуальное положение дел в этой части города.
В XVIII веке рядом располагалась городская полицейская управа. С 1777 года там же жил и главный полицейский столицы – генерал Чичерин. При таком раскладе уже не столь важно, в какой цвет там что выкрашено.
В XIX веке мост продолжали расширять и укреплять, так как поток движения по Невскому тоже расширялся и «тяжелел». При этом мост продолжал оставаться «в тренде» и получал себе всё самое первое в столице и в России. Так, в 1844 году Полицейский мост стал щеголять первыми в стране кубиками асфальта. Тогда еще либеральная газета «Северная пчела» прокомментировала это событие так:
«…потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту».
Последним важным событием в жизни моста в дореволюционной России стала прокладка трамвайных путей в 1904 – 1907 годах. Вновь были добавлены новые опоры, на них положены новые метры ширины. С тех пор он имеет с близкие к современным габариты — 39, 8 метров в длину и 38, 7 метров в ширину.
Позаботились и об эстетической стороне конструкции – фасад оформили золочеными деталями с орнаментом. Чугунные фонарные столбы заменили на железные канделябры с позолотой и повесили на них стеклянные фонари шестигранной формы. Фонари эти, как и позолота, сгинули в пламени революции в 1917 году.
В XX веке мосту в принципе уделялось куда меньше внимания. После Революции его, разумеется, переименовали. Целую человеческую жизнь – 80 лет – с 1918 по 1998 год мост назывался «Народным». В день «Кровавого воскресенья» 9 января 1905 года именно на Полицейском мосту были выстроены войска, открывшие огонь по шедшим к Зимнему демонстрантам. Возможно, от того и «Народный».
Но это практически всё, что для моста сделало правительство при Союзе. Капитального ремонта в XX веке не проводилось. В 1938 проложили рубероидную изоляцию и положили асфальт, и в 1961 и 1967 – реставрировали только элементы декора.
Закончим важным для всех жителей и гостей нашего города сообщением: новый капитальный ремонт Зеленого моста обещают уже в этом, 2013 году.
В «Мостотресте» обещают сохранить габариты переправы и вернуть, наконец, всё, что сняли в 1917. Вопрос лишь в том, сколько времени будет закрыт участок на Невском, и сколько времени понадобиться, чтобы его объехать.

Зелёный мост (Санкт-Петербург)

У этого топонима есть и другие значения, см. Зелёный мост.

Зелёный мост
59°56′10″ с. ш. 30°19′11″ в. д.HGЯOL
Историческое название Петровский мост, Полицейский мост, Народный мост
Область применения пешеходный, автомобильный
Пересекает река Мойка
Место расположения Центральный район Санкт-Петербурга
Конструкция
Тип конструкции двухшарнирная арка
Материал чугун
Общая длина 29,3 (39,8) м
Ширина моста 38,7 м
Эксплуатация
Открытие 1720
Закрытие на реконструкцию 1777, 1806, 1906—1908
Зелёный мост на Викискладе
Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 781710803820076 (ЕГРОКН)
объект № 7810699006 (БД Викигида)

Зелёный мост — мост через реку Мойку в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяющий Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Это первый чугунный транспортный мост в Петербурге (наряду с мостом через Сальнобуянский канал, построенным также в 1806 году). На основе конструкции Зелёного моста в 1807 г. был разработан «образцовый» проект чугунного моста, очевидно, первый в истории мостостроения типовой проект металлического моста. Мост является памятником истории и культуры.

История

В 1720 г. (по другим данным в 1718 г. или 1716 г.) на этом месте был построен деревянный подъёмный мост. До 1726 года по мосту проходила городская граница, здесь собирались проездные подати. Для этого рядом с мостом стоял Мытный двор, рядом с которым находился Гостиный двор.

В процессе эксплуатации в течение XVIII в. мост неоднократно ремонтировался и перестраивался. В 1777 г. при строительстве гранитных набережных Мойки подъёмный мост был заменен трёхпролётным на каменных опорах с деревянными пролётными строениями балочной системы (по типу мостов через Крюков канал).

Полицейский мост в 1850-х гг.

В 1805 г. архитектор Вильям Гесте предложил проект однопролётного чугунного моста с совершенно новой, неизвестной до этого в практике мостостроения конструктивной схемой. Пролетное строение представляло собой бесшарнирный свод, собранный из пустотелых чугунных блоков (тюбингов), скрепленных болтами. В качестве идеи использовалось предложение конструкции моста Р. Фултона, опубликованное в Лондоне в 1796 году. Консультантом проекта выступил Ф. П. де Воллан (Деволант). Проект и испытанная модель моста (в одну треть натуральной величины) были одобрены Александром I, и в 1806 г. за чрезвычайно короткий срок — 7 месяцев — мост был построен. Металлические конструкции были изготовлены на Петербургском и Кронштадском чугунолитейных заводах. Это был первый транспортный чугунный мост в Петербурге (наряду с мостом через Сальнобуянский канал, построенным также в 1806 году).

Пролётное строение было собрано из 126 чугунных тюбингов эллиптической формы, расположенных строго рядами по 9 штук вдоль пролёта. Таких рядов по ширине моста было 14. Арки моста были заделаны на длину целой коробки в тело каждого устоя и упирались концевыми торцами в наклонный гранитный ряд. Прочность чугуна позволила сделать арку моста гораздо тоньше и изящнее, чем у тяжеловесных гранитных мостов. Опоры сделаны бутовой кладки на свайных ростверках.

Тротуары были выложены гранитными плитами в одном уровне с проезжей частью и отделялись от неё металлическими прутьями между гранитными парапетными камнями. Перильное ограждение было литое чугунное, повторяющее рисунок перил набережной. У въездов на мост были поставлены гранитные обелиски, увенчанные золочёными шарами.

Проект моста был настолько удачен, что был в 1807 году на его основе был разработан «образцовый» проект чугунного моста, очевидно, первый в истории мостостроения типовой проект металлического моста. В период с 1808 по 1818 гг. в Петербуре было построено еще 5 мостов аналогичной конструкции (Красный, Поцелуев, Александровский, Синий, Ново-Московский). До 1840 г. было построено более десятка подобных мостов.

В 1842 году по проекту инженера А. Д. Готмана Полицейский мост расширили за счет выноса тротуаров на металлические консоли, гранитные обелиски на въездах заменены чугунными фонарными столбами. В 1844 г. на мосту была уложена первая в России мостовая из асфальтовых кубиков. Газета Северная пчела писала: «Асфальт, вылитый в кубическую форму, выдерживает самую жестокую пробу, потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту.»

8 сентября 1859 года по случаю приезда принцессы Дагмары, невесты будущего императора Александра III, на Полицейском мосту собралась большая толпа. Перила моста не выдержали и масса народа упала в Мойку. По официальным сообщениям обошлось без жертв.

В 1906–1908 гг., в связи с прокладкой трамвайных путей на Невском проспекте, мост расширили по проекту инженера А. П. Пшеницкого и архитектора Л. А. Ильина. Устои моста были расширены с устройством нового свайного основания. Пролетное строение было расширено в обе стороны добавлением по пять рядов типовых тюбингов. При этом статическая схема моста была изменена с бесшарнирого свода на двухшарнирную арку. Фасады украсили накладными орнаментами. Вместо чугунных фонарных столбов были установлены позолоченные железные канделябры, на которых подвешены шестигранные фонари.

Металлические части украшений были изготовлены на петербургской фабрике Ф. К. Сан-Галли, каменные — выборгской фирмой Вайнио. Установка перил и украшений моста была закончена к концу октября 1908 года.

На время производства работ по обеим сторонам моста был построены 2 временных пешеходных моста. Производителем работ был инженер А. В. Бирюков.

В 1938 г. свод моста под трамвайными путями для предохранения от электрохимической коррозии был изолирован рубероидом, а вся проезжая часть и тротуары покрыты асфальтом. В 1951 г. по проекту архитектора А. Л. Ротача восстановлены утраченные торшеры с фонарями, а в 1967 г. восстановлена позолота декоративных деталей моста.

  • Полицейский мост и Строгановский дворец. 1868 г.

  • Проект перестройки моста.
    1906 г.

  • Проект перестройки моста.
    1906 г.

  • Проект перестройки моста.
    1906 г.

Конструкция

Мост однопролётный чугунный арочный. По статической схеме представляет собой двухшарнирную арку. Пролётное строение представляет собой свод из 24-х рядов двухшарнирных арок, каждая из которых в свою очередь состоит из 7 чугунных тюбингов, соединенных болтами как между собой, так и между тюбингами соседних арок. Концевые коробки арок несколько различаются от средних, имея на своих концах, обращенных к устоям, приспособления для соединения с верхними балансирами шарнирных пятовых опор, передающих давление свода гранитным подферменникам устоев. Устои выдвинуты из линии набережной в русло реки. Наружная поверхность устоев облицована гранитом. Фасады моста декорированы профилированным металлическим листом. Общая длина моста составляет 29,3 (39,8) м, ширина моста — 38,7 м.

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 8 полос для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. Перильное ограждение чугунное, однотипное с решёткой набережной Мойки, завершается на устоях гранитным парапетом. При въездах на мост установлены металлические декоративные торшеры с фонарями.

Примечания

  1. Этот проект так и не был реализован автором, подробнее Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. — Л.: Лениздат, 1990. — С. 90. — 351 с. — ISBN 5-289-00602-8.
  2. Аналогичные обелиски, установленные на Красном мосту через Мойку сохранились до наших дней
  1. 1 2 3 4 Повесть о ленинградских мостах, 1971, с. 45.
  2. 1 2 3 Пунин А. Л. Архитектура отечественных мостов. — Л.: Стройиздат, 1982. — С. 10. — 152 с.
  3. 1 2 В гранит оделася Нева, 2009, с. 31.
  4. 1 2 Мосты Ленинграда, 1986, с. 178.
  5. 1 2 3 4 Столпянский, 1915, с. 3.
  6. Зеленый мост//СПб ГБУ «Мостотрест»
  7. Зелёный мост//Энциклопедия Санкт-Петербурга
  8. 1 2 Мосты Ленинграда, 1986, с. 179.
  9. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 83. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  10. 1 2 3 4 5 6 Мосты и набережные Ленинграда, 1963, с. 134.
  11. 1 2 3 4 5 Степнов, 1991, с. 304.
  12. Чеснокова А. Н. Парадный въезд в новую страницу // Невский проспект. — Л.: Лениздат, 1985. — 208 с. — (Туристу о Ленинграде).
  13. 1 2 В гранит оделася Нева, 2009, с. 170.
  14. 1 2 3 Мосты Ленинграда, 1986, с. 180.
  15. 1 2 Отчёт по сооружению Санкт-Петербургского электрического трамвая, 1909, с. 231.
  16. В гранит оделася Нева, 2009, с. 32.
  17. Николаи Л. Ф. Краткие исторические данные о развитии мостового дела в России. — СПб., 1898. — С. 53. — 119 с.
  18. Мосты Ленинграда, 1986, с. 69.
  19. Мосты Ленинграда, 1986, с. 181.
  20. Повесть о ленинградских мостах, 1971, с. 45—46.
  21. Старый Петербург: Адмиралтейский остров. Сад трудящихся. — Пг., 1923. — С. 72. — 192 с.
  22. 1 2 Обзор строительной деятельности С.-Петербургского городского общественного управления за 1905 и 1906 гг. / Сост. Н. С. Нелюбов. — СПб., 1908. — С. 14, 119—126. — 213 с.
  23. Повесть о ленинградских мостах, 1971, с. 46.
  24. Отчёт по сооружению Санкт-Петербургского электрического трамвая, 1909, с. 233.
  25. 1 2 3 Отчёт по сооружению Санкт-Петербургского электрического трамвая, 1909, с. 234.
  26. Отчёт по сооружению Санкт-Петербургского электрического трамвая, 1909, с. 238.
  27. Отчёт по сооружению Санкт-Петербургского электрического трамвая, 1909, с. 236.
  28. Отчёт по сооружению Санкт-Петербургского электрического трамвая, 1909, с. 239.
  29. Мосты Ленинграда, 1986, с. 182.
  30. Степнов, 1991, с. 305.

Литература

  • Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1986. — 280 с.
  • Богданов Г. И., Ярохно В.И. В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами… : к 200-летию Петербургского государственного университета путей сообщения, 1809-2009, и 125-летию кафедры «Мосты» ПГУПС. — СПб.: Голанд, 2009. — 174 с.
  • Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. — М.: Издательство Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. — 298 с.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — 320 с.
  • Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. — Л.: Лениздат, 1971. — 192 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 472. — 511 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 335. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Техническое описание с приложением расчетов сооружений // Отчёт по сооружению Санкт-Петербургского городского электрического трамвая. 1905—1908. — СПб., 1909. — Т. 2.
  • Столпянский П. Н. Замечательный перекрёсток Старого Петербурга // Зодчий. — Пг., 1915. — № 1, 2, 3. — С. 1—8; 13—17; 21—27.
  • Блэк И., Ротач А. Чугунные арочные мосты в Ленинграде // Архитектурное наследство. — 1955. — № 7. — С. 143—156.

> Ссылки

  • Зеленый мост //СПб ГБУ «Мостотрест»
  • Зелёный мост // Энциклопедия Санкт-Петербурга

Зелёный мост в Петербурге

Очередной цветной мост Питера — Зелёный) Он соединяет между собой Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку в Центральном районе Санкт-Петербурга

Запись относится к месту:
Санкт-Петербург

Цветные мосты Санкт-Петербурга вели через реку Мойку. Из-за того, что мосты находились близко друг к другу и внешне очень похожи, жители города их часто путали. Мосты были покрашены в разные цвета и были названы: Зелёный мост (до 1918 — Полицейский мост), Красный мост, Синий мост, Жёлтый мост (ныне Певческий мост). У мостов покрашены перила и нижняя «водная» часть. В настоящее время только три моста сохранили своё прежнее название, да и они уже не ярко окрашенные, а имеют более спокойные цвета.

Зеленый мост через Мойку расположен по Невскому проспекту. Фотографировать его практически невозможно, так как на мосту редко бывает один свободный от туристов и таксистов сантиметр. В этом нет ничего удивительного — это самый оживленный участок самого главного проспекта города и его исторической части.

Первый деревянный разводной мост через Мойку в створе Невского проспекта был построен в 1717–1718 годах. В 1735 году мост был выкрашен в зелёный цвет, благодаря чему получил своё первое название — Зелёный.

В 1770-х годах мост получил другое название — Полицейский, по находящемуся рядом дому генерал-полицмейстера Чичерина. В конце XVIII века переправа была перестроена, стала иметь три деревянных пролёта балочной системы на каменных опорах.

К началу XIX века Невский проспект стал главной улицей города, переправу стало необходимо перестраивать. В 1806 году здесь был построен первый В Санкт-Петербурге металлический чугунный мост. По предложению инженера В.И. Гесте при перестройке Полицейского моста были применены чугунные пустотелые ящики, уложенные в ряд и скреплённые друг с другом болтами. Такая конструкция переправы сохранилась до настоящего времени, изменился лишь внешний облик. Тротуары нового Полицейского моста были выложены на одном уровне с проезжей частью, отделены от неё гранитным парапетом с металлическими прутьями. Мост украсили литыми перилами и гранитными обелисками с золочёными шарами. Проект переправы оказался настолько удачен, что его сделали типовым проектом для всех мостов через Мойку.

В 1842 году в связи с возросшей интенсивностью движения на этом участке Невского проспекта Полицейский мост по проекту инженера А.Д. Готмана был расширен. К нему пристыковали тротуары, приклеплённые к общей конструкции консолями. При этом здесь были установлены глухие гранитные парапеты, а гранитные обелиски заменили более лёгкими чугунными фонарными столбами. В 1844 году здесь впервые в Санкт-Петербурге было уложено асфальтовое покрытие. Технология тогда отличалась от современной, на проезжую часть укладывали заранее отлитые асфальтовые блоки. Газета «Северная Пчела» писала: «Асфальт, вылитый в кубическую форму, выдерживает самую жестокую пробу, потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту». В XIX веке по обе стороны от переправы стояли полицейские будки, на всех углах были установлены фонари.

В 1904 году в связи с прокладкой на проспекте трамвайных путей снова появляется необходимость в реконструкции моста. На этот раз здесь увеличили число чугунных коробов мостового перекрытия. Проект этой реконструкции был составлен инженерами В.А. Берсом, А.Л. Становым и А.П. Пшеницким. Внешний облик Полицейского моста был переработан архитектором Л.А. Ильиным. Фасадные арки моста были украшены орнаментом, фонарные столбы заменены позолоченными канделябрами. 9 января 1905 года, в день, ставший известным как «кровавое воскресенье», на Полицейском мосту были выстроены войска, расстреливавшие шедших к Зимнему дворцу демонстрантов.

После 1917 года фонари с моста были сняты, мост получил новое название — «Народный». В 1938 году вся проезжая часть и тротуары были заасфальтированы. В 1951 году были восстановлены утраченные к тому времени шестигранные фонари. Очередные реставрации Народного моста проходили в 1961 и 1967 годах. В ноябре 1997 года было возвращено историческое название — Зелёный мост.

Зеленый мост — Народный мост

Зеленый мост — Народный мост

р. Мойка, 9

1806-1808 — арх. Гесте В. И., консультант Де Воллан (Дюволант) Ф. П.

1904-1907 — инж. Берс Вячеслав андреевич, Становой А. Л. , Пшеницкий А.П. , арх. Ильин Л. А.

В 1716 г. на этом месте был построен деревянный подъемный мост. В процессе эксплуатации в течение XVIII века мост неоднократно ремонтировался и перестраивался.

В 1777 г. на этом месте был построен трехпролетный мост балочной системы на каменных опорах с деревянным пролетным строением.

В начале XIX в берега Мойки облицовывались гранитом. Мост заново был построен в 1806-1808 гг. (арх. В. И. Гесте, консультант Ф. П. Дюволант). Проект моста был настолько удачен, что был утвержден как типовой проект для мостов через Мойку. Пролет перекрыт чугунным тюбинговым бесшарнирным сводом, опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. Тротуары были выложены гранитными плитами в одном уровне с проезжей частью и отделялись от нее металлическими прутьями между гранитными парапетными камнями. Перильные ограды моста были литыми, дополнительно были поставлены гранитные обелиски, увенчанные золочеными шарами. Прочность чугуна позволила сделать арку моста гораздо тоньше и изящнее, чем у тяжеловесных гранитных мостов, что придает самому мосту легкий, невесомый облик. Уже современники справедливо отмечали высокие технические и художественные качества чугунных мостов, прочность и легкость их конструкций, изящество обработки, простоту изготовления и сборки. Испытание временем показало практичность и целесообразность конструкций, их пригодность для эксплуатации в условиях большого города.

В 1842 г. мост расширили, чтобы вместить оживленное движение Невского пр. Для этого тротуары были вынесены на металлические консоли. Литые решетки были заменены на глухие гранитные парапеты, вместо гранитных обелисков на въездах установлены чугунные фонарные столбы с четырехгранными стеклянными фонарями (инж. А. Д. Готман). В 1844 г. на нем была уложена первая в России мостовая из асфальтовых кубиков.

В 1904-1907 гг. на Невском пр. прокладывали трамвайную линию. Для этого был создан проект увеличения ширины моста (инж. В. А. Берс, А. Л. Становой, А. П. Пшеницкий, арх. Л. А. Ильин). С обеих сторон было добавлено по пять рядов коробчатых арок, для этого было произведено расширение опор. Фасадные листы были оформлены золочеными деталями с орнаментами. Чугунные фонарные столбы были заменены железными канделябрами с позолотой, на которых подвешены шестигранные стеклянные фонари.

Добавить комментарий

Закрыть меню